ПРИШЛИТЕ СВОЮ НОВОСТЬ!
Лента новостей
Выбрать категорию:
28 мая
27 мая
26 мая
25 мая
20:59
ОБЩЕСТВО
24 мая
23 мая
22 мая
21 мая
20 мая
19 мая
18 мая
17 мая
16 мая
15 мая
14 мая
13 мая
12 мая
11 мая
10 мая
09 мая
08 мая
07 мая
06 мая
05 мая
04 мая
03 мая
02 мая
01 мая
30 апреля
29 апреля
28 апреля
22:37
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ДОБРА
27 апреля
26 апреля
25 апреля
ГОЛОСОВАНИЕ
Нужна ли астрономия в качестве школьного предмета?

Омская область: Состоялась научно-практическая конференция «Лучшие региональные практики преподавания курса ОРКСЭ»

18 октября, 13:40

 

18 октября – Молодежные новости. 15-16 октября в Омском государственном педагогическом университете состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Лучшие региональные практики преподавания курса ОРКСЭ: проблемы, поиски, решения», в которой приняли участие более двухсот экспертов, ученых, руководителей образовательных организаций и педагогов из Москвы, Екатеринбурга, Кургана, Тобольска, Омска, Новосибирска, Красноярска и других городов нашей страны.

По словам участников крупномасштабного мероприятия, содержательное и всестороннее обсуждение на столь представительном уровне в Омске состоялось впервые.

На официальном открытии конференции с приветственным словом к собравшимся обратились: проректор по учебной работе ОмГПУ Наталья Станиславовна Макарова, заместитель руководителя департамента дошкольного, общего, дополнительного образования и кадрового развития системы образования Министерства образования Омской области Светлана Геннадьевна Понкратова, первый заместитель директора департамента образования Администрации города Омска Наталья Александровна Васильева, директор института инновационного и инклюзивного образования ОмГПУ Надежда Викторовна Чекалева. Участников конференции приветствовали и представители традиционных религиозных конфессий Омского региона. В своем обращении митрополит Омский и Таврический Владимир предложил Омскому государственному педагогическому университету разработать совместно с епархией программу курсов повышения квалификации преподавателей в сфере духовно-нравственного воспитания, ОРКСЭ, ОДНКНР.

В рамках пленарного заседания прозвучали следующие интересные доклады:

  • «Значение курса ОРКСЭ в выстраивании конструктивного внутриобщественного диалога в современной России» (декан факультета теологии, философии и мировых культур ОмГУ им. Ф.М. Достоевского Павел Леонидович Зайцев),
  • «Методические проблемы разработки курсов переподготовки и повышения квалификации в области преподавания ОРКСЭ» (представитель Центра профилактики религиозного и этнического экстремизма в образовательных организациях Российской Федерации (Москва) Антон Сергеевич Спрыгин),
  • «Формирование системы формата непрерывного повышения квалификации учителя ОРКСЭ» (старший научный сотрудник Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования Наталья Николаевна Попова),
  • «Духовно-нравственное воспитание будущих учителей: возможности и ограничения педагогического образования» (профессор кафедры педагогики ОмГПУ Наталья Ивановна Чуркина).

«У школьников отсутствует системное знание того, что из себя представляет религия, поэтому необходимость такой дисциплины очевидна. Этот курс исключительно культурологический и светский, поскольку в первую очередь ребенка нужно знакомить с тем, во что верят люди. Это не только расширение знаний, но и навыков, потому что курс предполагает выработку навыка общения с людьми иной этнической или конфессиональной группы. У всех у нас разные интуиции, и каждый понимает знания по-своему, а курс является в некоторой степени профилактикой религиозного и этнического экстремизма», – отметил Антон Сергеевич Спрыгин.

«Нужна ли дисциплина, через которую общество транслирует основы современной культуры? Этот вопрос сомнения не вызывает: нужна. Религиозная культура – часть большой культуры, и в рамках светской этики или религиозных модулей все равно происходит знакомство детей с традициями, с культурной основой общества. Конечно, в преподавании дисциплины много проблем, ведь в каждой школе встает вопрос: кто будет преподавать учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики»? С одной стороны, эту дисциплину должен преподавать культуролог, но таких учителей в школах нет. Приходится ее преподавать филологам и историкам. С другой стороны, интересен и вопрос, касающийся личного мировоззрения учителя. Как быть, если родители проголосовали за изучение основ православия, а педагог не является православным? Именно поэтому специалистам важно обсудить то, как поддержать интересы и семей, и школы. Как эту дисциплину преподавать, нужна ли она в таком виде и кто ее должен преподавать – те проблемы, которые требуют дискуссии», – рассказала Наталья Ивановна Чуркина.

Большую аудиторию педагогов собрали заявленные в программе круглые столы:

  1. «Обновление содержания и эффективные технологии преподавания курсов ОРКСЭ и ОДНКНР»,
  2. «Проблемы подготовки и переподготовки педагогических кадров для преподавания курса ОРКСЭ и ОДНКНР»,
  3. «ОРКСЭ и ОДНКНР – пространство коммуникации школы с родительской общественностью, религиозными и общественными организациями региона».

В ходе работы круглых столов прозвучали ключевые доклады спикеров из разных регионов нашей страны:

  • «Использование тренинговых упражнений на уроках ОРКСЭ» (преподаватель колледжа «Уральская специальная музыкальная школа» (Екатеринбург) Татьяна Борисовна Ильина),
  • «Линия учебно-методических комплектов (УМК) по предмету «Основы православной культуры» для 1-11 классов общеобразовательных организаций» (секретарь отдела образования и просвещения Новосибирской митрополии Ольга Владимировна Фишер),
  • «Многоуровневая модель непрерывного повышения квалификации педагогов курса ОРКСЭ» (ученый секретарь Института развития образования и социальных технологий, (Курган) Надежда Николаевна Ушакова),
  • «Проблемы подготовки кадров для преподавания курса ОРКСЭ» (старший преподаватель кафедры теологии и мировых культур ОмГУ им. Ф.М. Достоевского Роман Борисович Шульга),
  • «Выбор модуля в комплексном курсе ОРКСЭ: об «исключительном праве родителей» (настоятель Собора Воскресения Христова города Омска протоиерей Димитрий Олихов),
  • «Взаимодействие с родительской общественностью в процессе преподавания курса ОРКСЭ» (учитель начальных классов СОШ № 9 г. Тобольска Елена Васильевна Шигорина).
  • Во второй половине дня в Омском государственном педагогическом университете прошли три мастер-класса:

  • «Трудные темы в преподавании основ православной культуры курса ОРКСЭ и возможности русской литературы в нравственном воспитании школьников» (учитель Петропавловской школы Муромцевского муниципального района Омской области Ольга Ивановна Алгазина и преподаватель православной культуры и предметов культурологического цикла Кедрового кадетского корпуса (Красноярский край) Ольга Эдуардовна Ногина),
  • «Этикет и этика общения» (ученый секретарь Омского областного музея изобразительных искусств имени М.А. Врубеля Ирина Викторовна Гавриленко),
  • «Интерактивные практики освоения поликультурного содержания модулей учебного курса ОРКСЭ и нравственных категорий модуля «Основы светской этики» (заведующий кафедрой гуманитарного образования Института развития образования Омской области Альбина Павловна Сухарева и старший преподаватель кафедры гуманитарного образования Института развития образования Омской области Инна Николаевна Макарова).

16 октября почетные гости и участники межрегионального мероприятия познакомились с достижениями и воспитательным потенциалом лицея № 66. Педагоги также посетили мастер-классы:

«Концепция УМК по предмету «Основы православной культуры»» (старший научный сотрудник Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования Наталья Николаевна Попова и председатель отдела образования и просвещения Новосибирской митрополии протоиерей Борис Иванович Пивоваров),

«Язык религиозной архитектуры: от канона к современным архитектурным проектам» (доценты кафедры литературы и культурологии ОмГПУ Надежда Владимировна Проданик, Светлана Дмитриевна Бакулина и Алла Владимировна Подворная),

«Мы строим храм. Основы и терминология культового зодчества» (ведущий методист Омского областного музея изобразительных искусств имени М.А. Врубеля Екатерина Игоревна Кудряшова).

В этот день радушно открыл свои двери для участников конференции и Омский музей просвещения, который специально организовал выставку «Начало мудрости: о роли религиозной культуры в истории омского просвещения». Ее работа продлится до 8 ноября. В торжественном открытии выставки принял участие врио ректора ОмГПУ Иван Иванович Кротт.

Итоги конференции подвели на круглом столе «Результаты обсуждения проблем преподавания». Завершилось мероприятие вручением сертификатов всем участникам конференции, которые в свою очередь выразили благодарность руководству университета, институту инновационного и инклюзивного образования, представителям рабочей группы (В.В. Лоренц, А.А. Петрусевич, Ю.С. Тихонова, Н.И. Чуркина), студенческому центру и волонтерам из числа обучающихся Центра магистерской подготовки, филологического факультета и факультета начального, дошкольного и специального образования.

К проведению конференции в партнерстве с Дворцом культуры «Светоч» в главном корпусе ОмГПУ была подготовлена выставка-презентация «Культурно-образовательное пространство региона для развития курсов ОРКСЭ и ОДНКР», а научная библиотека вуза представила тематическую книжную выставку в читальном зале.

Напомним, что данная конференция входила в комплекс мероприятий по повышению эффективности реализации учебного курса  «Основы религиозных культур и светской этики», предметов, модулей, курсов, дисциплин, направленных на изучение духовно-нравственной культуры народов России. Проведение научно-практической конференции стало возможным благодаря государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» и научно-методическому содействию Московского педагогического государственного университета, союза «Профессионалы в сфере образовательных инноваций» и ООО «Альмира».

 

Информация предоставлена Отделом информационной политики ОмГПУ