ПРИШЛИТЕ СВОЮ НОВОСТЬ!
Лента новостей
Выбрать категорию:
10 декабря
16:22
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ДОБРА
09 декабря
08 декабря
07 декабря
06 декабря
05 декабря
04 декабря
03 декабря
02 декабря
01 декабря
30 ноября
29 ноября
28 ноября
ГОЛОСОВАНИЕ
Нужна ли астрономия в качестве школьного предмета?

Санкт-Петербург: Состоялась Акция памяти «Трамвай: маршруты и судьбы»

27 января, 15:22

 

27 января — Молодежные новости. 25 января в Музее городского электрического транспорта на Васильевском острове состоялась Акция памяти «Трамвай: маршруты и судьбы», посвященная 75-летию снятия блокады Ленинграда, которая включала в себя торжественную часть, награждение и катание на блокадном трамвае.

В просторном, но довольно прохладном здании музея собрались люди разных возрастов – от совсем маленьких детей и школьников до почетных гостей – ветеранов Великой Отечественной войны и блокадников, которые по случаю праздника надели свои награды – медали и ордена…

Для всех желающих работники музея провели экскурсии, в ходе которых рассказали об автобусах, трамваях и троллейбусах разных времен, которые представлены в экспозиции музея.

О начале официальной части мероприятия, для участия в которой прибыли исполняющий обязанности Губернатора Санкт-Петербурга Александр Дмитриевич Беглов, депутат Государственной думы Сергей Михайлович Боярский и другие официальные лица, возвестил трамвайный звонок, затем ведущий объявил минуту молчания, ставшую началом Акции Памяти.

Александр Дмитриевич Беглов обратился к присутствующим с приветственным словом:

Дорогие ветераны! Я рад, что вы сегодня с нами. Также я приветствую наших наследников, они пришли, возложили цветы к памятной доске, спасибо ребята! История нашего города связана со многими временами, но одна из важнейших исторических страниц – это, конечно, наша Ленинградская Победа! Это Победа, прежде всего, над теми, кто хотел разрушить наш город!

Глава города напомнил собравшимся исторические факты, связанные с трамвайным движением в годы блокады. Весной 1942 года, когда вновь пошли трамваи, это было большим событием для жителей города. Целых 4 месяца как провода не работали, и все горожане, старики сами вышли чистить трамвайные пути, а сотрудники ЛенГорТранса, энергетики сделали все возможное, чтобы трамвай поехал. Особенно отличились женщины-монтажницы, которые сами восстановили сеть, потому что мужчины ушли на фронт. Это была общая победа! И вот 116 трамваев по 5 маршрутам отправились по нашему городу. Это было счастье для всех ленинградцев!

В звонке трамвая звучал большой колокол, символ нашей общей Победы! Дорогие друзья! Дорогие наши ветераны! Дорогие наши наследники! Я хочу вас поздравить с нашим Ленинградским прорывом, с нашим Ленинградским характером и, самое главное, чтобы мы помнили свою историю, начиная с Петра и до сегодняшних дней. С праздником! — сказал А.Д.Беглов.

Врио Губернатора Санкт-Петербурга вручил памятные знаки «В честь 75-летия полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады» ветеранам – действующим и бывшим работникам СПб ГУП «Горэлектротранс».

Своими воспоминаниями о блокаде с нашими корреспондентами поделилась одна из награжденных почетной медалью — Ирина Михайловна Лебедева.

Как блокада затронула Вашу семью? 
- Когда началась блокада, мне только-только исполнилось 9 лет. В блокадном Ленинграде умерли мои бабушка и дедушка, осталась я одна.

Какие воспоминания сохранились о том времени? 
- Разные. В основном, конечно, тяжелые, но сейчас я смотрю с высоты прошлых лет и удивляюсь, как взрослые учили нас быть сильными.

Пользовались ли Вы трамваем, запущенным 15 апреля 1942 года? 
- Поначалу никак не пользовалась, потому что он ходил по тем маршрутам, где мы не жили. Но мы знали, что трамвай пошел. И это было великое счастье, это морально, нравственно было очень здорово!

Ученики школы 543 представили литературно-музыкальную композицию «Трамвайный дневник блокады», основанную на воспоминаниях жителей города и работников трамвайной службы, которая вызвала живой отклик у слушателей, о чем свидетельствовали громкие аплодисменты.

После официальной части для детей и школьников была организована поездка на блокадном трамвае, том самом, который ходил по городу во время Великой Отечественной войны. Дети были в восторге, особенно самые маленькие.

Вот, что рассказал корреспондент нашей газеты Михаил Бесхлебный после поездки на блокадном трамвае:

- В течение всей поездки меня мучил вопрос: «Как люди в нем ездили?». Ведь в трамвае была хлипкая дверь, которая закрывалась, как ширма. Сам трамвай весь сделан из дерева, кругом щели, через которые холод проникал внутрь вагона. Сиденья в этом трамвае тоже расположены не так, как мы привыкли в наши дни. Это были две длинные деревянные скамьи, которые располагались друг напротив друга, они были не очень широкие и, конечно же, не подогревались. Снаружи трамвай похож на пузатую тележку с окнами. Интересным мне показался факт, что стоимость проезда на трамвае в период войны и блокады не изменилась по сравнению с довоенным временем и составляла 15 копеек.

Во время поездки экскурсовод — вагоновожатая рассказала, что вагоны выпускались двух типов: МС (моторный стальной) и ПС (прицепной стальной). У вагонов был очень хлипкий стальной каркас, на него и нашивались доски. В каждом вагоне стоял контролер, который объявлял остановки до тех пор, пока не появились динамики. Сверху в вагоне свисали ручки на веревках, за них можно было схватиться в случае резкого поворота или торможения.

Факты из истории блокадного трамвая

  • До сентября 1941 года движение трамваев в городе было стабильным — по 42 маршрутам передвигались около 800 поездов.
  • Трамваями производилась эвакуация в начале войны. Ведь весь остальной транспорт исчез из города еще в июне: почти весь он был отправлен на нужды фронта.
  • Часть трамвайных вагонов была переоборудована в санитарные — для транспортировки раненых до госпиталя. В них в три яруса установили крепления для носилок,снабдили светомаскировкой и установили приборы отопления и баки с горячей водой, чтобы при необходимости можно было делать срочные операции прямо в вагоне в процессе движения
  • Окончательно трамваи в блокадном Ленинграде встали 8 декабря 1941 года из-за отсутствия энергоснабжения, а возобновлено их движение было 15 апреля 1942 года. Было открыто всего пять маршрутов, но практически в любое место в городе можно было добраться на трамвае. Это стало знаковым событием для жителей города, они радовались, плакали и поздравляли друг друга.

Звон трамвая подарил людям надежду …

 

Текст: Анастасия Тер-Акопова, Михаил Бесхлебный, Алёна Тезейкина

Фото: Анастасия Тер-Акопова

***
Информация предоставлена в рамках проекта «Медиа-волонтер», который стартовал по инициативе Комитета по печати и взаимодействию со средствами массовой информации в районах Санкт-Петербурга. Благодаря этому проекту представители Молодежной организации «МИР» активно участвуют в информационном освещении локальных городских событий. Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга.