ПРИШЛИТЕ СВОЮ НОВОСТЬ!
Лента новостей
Выбрать категорию:
04 июля
03 июля
02 июля
01 июля
30 июня
29 июня
28 июня
27 июня
26 июня
25 июня
24 июня
23 июня
22 июня
21 июня
20 июня
19 июня
18 июня
17 июня
16 июня
15 июня
14 июня
13 июня
12 июня
11 июня
10 июня
09 июня
08 июня
07 июня
06 июня
05 июня
04 июня
03 июня
02 июня
01 июня
ГОЛОСОВАНИЕ
Нужна ли астрономия в качестве школьного предмета?

Санкт-Петербург: Состоялась Акция памяти «Трамвай: маршруты и судьбы»

27 января, 15:22

 

27 января — Молодежные новости. 25 января в Музее городского электрического транспорта на Васильевском острове состоялась Акция памяти «Трамвай: маршруты и судьбы», посвященная 75-летию снятия блокады Ленинграда, которая включала в себя торжественную часть, награждение и катание на блокадном трамвае.

В просторном, но довольно прохладном здании музея собрались люди разных возрастов – от совсем маленьких детей и школьников до почетных гостей – ветеранов Великой Отечественной войны и блокадников, которые по случаю праздника надели свои награды – медали и ордена…

Для всех желающих работники музея провели экскурсии, в ходе которых рассказали об автобусах, трамваях и троллейбусах разных времен, которые представлены в экспозиции музея.

О начале официальной части мероприятия, для участия в которой прибыли исполняющий обязанности Губернатора Санкт-Петербурга Александр Дмитриевич Беглов, депутат Государственной думы Сергей Михайлович Боярский и другие официальные лица, возвестил трамвайный звонок, затем ведущий объявил минуту молчания, ставшую началом Акции Памяти.

Александр Дмитриевич Беглов обратился к присутствующим с приветственным словом:

Дорогие ветераны! Я рад, что вы сегодня с нами. Также я приветствую наших наследников, они пришли, возложили цветы к памятной доске, спасибо ребята! История нашего города связана со многими временами, но одна из важнейших исторических страниц – это, конечно, наша Ленинградская Победа! Это Победа, прежде всего, над теми, кто хотел разрушить наш город!

Глава города напомнил собравшимся исторические факты, связанные с трамвайным движением в годы блокады. Весной 1942 года, когда вновь пошли трамваи, это было большим событием для жителей города. Целых 4 месяца как провода не работали, и все горожане, старики сами вышли чистить трамвайные пути, а сотрудники ЛенГорТранса, энергетики сделали все возможное, чтобы трамвай поехал. Особенно отличились женщины-монтажницы, которые сами восстановили сеть, потому что мужчины ушли на фронт. Это была общая победа! И вот 116 трамваев по 5 маршрутам отправились по нашему городу. Это было счастье для всех ленинградцев!

В звонке трамвая звучал большой колокол, символ нашей общей Победы! Дорогие друзья! Дорогие наши ветераны! Дорогие наши наследники! Я хочу вас поздравить с нашим Ленинградским прорывом, с нашим Ленинградским характером и, самое главное, чтобы мы помнили свою историю, начиная с Петра и до сегодняшних дней. С праздником! — сказал А.Д.Беглов.

Врио Губернатора Санкт-Петербурга вручил памятные знаки «В честь 75-летия полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады» ветеранам – действующим и бывшим работникам СПб ГУП «Горэлектротранс».

Своими воспоминаниями о блокаде с нашими корреспондентами поделилась одна из награжденных почетной медалью — Ирина Михайловна Лебедева.

Как блокада затронула Вашу семью? 
- Когда началась блокада, мне только-только исполнилось 9 лет. В блокадном Ленинграде умерли мои бабушка и дедушка, осталась я одна.

Какие воспоминания сохранились о том времени? 
- Разные. В основном, конечно, тяжелые, но сейчас я смотрю с высоты прошлых лет и удивляюсь, как взрослые учили нас быть сильными.

Пользовались ли Вы трамваем, запущенным 15 апреля 1942 года? 
- Поначалу никак не пользовалась, потому что он ходил по тем маршрутам, где мы не жили. Но мы знали, что трамвай пошел. И это было великое счастье, это морально, нравственно было очень здорово!

Ученики школы 543 представили литературно-музыкальную композицию «Трамвайный дневник блокады», основанную на воспоминаниях жителей города и работников трамвайной службы, которая вызвала живой отклик у слушателей, о чем свидетельствовали громкие аплодисменты.

После официальной части для детей и школьников была организована поездка на блокадном трамвае, том самом, который ходил по городу во время Великой Отечественной войны. Дети были в восторге, особенно самые маленькие.

Вот, что рассказал корреспондент нашей газеты Михаил Бесхлебный после поездки на блокадном трамвае:

- В течение всей поездки меня мучил вопрос: «Как люди в нем ездили?». Ведь в трамвае была хлипкая дверь, которая закрывалась, как ширма. Сам трамвай весь сделан из дерева, кругом щели, через которые холод проникал внутрь вагона. Сиденья в этом трамвае тоже расположены не так, как мы привыкли в наши дни. Это были две длинные деревянные скамьи, которые располагались друг напротив друга, они были не очень широкие и, конечно же, не подогревались. Снаружи трамвай похож на пузатую тележку с окнами. Интересным мне показался факт, что стоимость проезда на трамвае в период войны и блокады не изменилась по сравнению с довоенным временем и составляла 15 копеек.

Во время поездки экскурсовод — вагоновожатая рассказала, что вагоны выпускались двух типов: МС (моторный стальной) и ПС (прицепной стальной). У вагонов был очень хлипкий стальной каркас, на него и нашивались доски. В каждом вагоне стоял контролер, который объявлял остановки до тех пор, пока не появились динамики. Сверху в вагоне свисали ручки на веревках, за них можно было схватиться в случае резкого поворота или торможения.

Факты из истории блокадного трамвая

  • До сентября 1941 года движение трамваев в городе было стабильным — по 42 маршрутам передвигались около 800 поездов.
  • Трамваями производилась эвакуация в начале войны. Ведь весь остальной транспорт исчез из города еще в июне: почти весь он был отправлен на нужды фронта.
  • Часть трамвайных вагонов была переоборудована в санитарные — для транспортировки раненых до госпиталя. В них в три яруса установили крепления для носилок,снабдили светомаскировкой и установили приборы отопления и баки с горячей водой, чтобы при необходимости можно было делать срочные операции прямо в вагоне в процессе движения
  • Окончательно трамваи в блокадном Ленинграде встали 8 декабря 1941 года из-за отсутствия энергоснабжения, а возобновлено их движение было 15 апреля 1942 года. Было открыто всего пять маршрутов, но практически в любое место в городе можно было добраться на трамвае. Это стало знаковым событием для жителей города, они радовались, плакали и поздравляли друг друга.

Звон трамвая подарил людям надежду …

 

Текст: Анастасия Тер-Акопова, Михаил Бесхлебный, Алёна Тезейкина

Фото: Анастасия Тер-Акопова

***
Информация предоставлена в рамках проекта «Медиа-волонтер», который стартовал по инициативе Комитета по печати и взаимодействию со средствами массовой информации в районах Санкт-Петербурга. Благодаря этому проекту представители Молодежной организации «МИР» активно участвуют в информационном освещении локальных городских событий. Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга.