15 декабря
02 декабря
01 декабря
30 ноября
29 ноября

Мир: Выброшенную из Млечного Пути сверхбыструю звезду используют для измерения скорости Солнца

15 ноября, 20:50

15 ноября – Молодежные новости. Изучение орбиты и траектории движения сверхбыстрой звезды, которую «выбросило» из центра Млечного Пути, может помочь астрономам определить точную скорость движения Солнца и расстояние от него до центра нашей галактики.

Ученые считают, что особенности этой звезды позволят подробнее разобраться в свойствах галактики. «Мы и раньше находили сверхбыстрые звезды, но эта является единственной, орбиту который мы смогли определить настолько точно. Ее орбита указывает на самый центр галактики и на черную дыру внутри него, - рассказал Копосов. - В силу того, что мы точно знаем ее траекторию, у нас есть возможность определить один из компонентов скорости движения Солнца, а также расстояние от центра галактики до него».

Согласно недавней публикации в научном журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society, скорость движения недавно открытой звезды S5-HVS1 составляет около 6 млн. км/ч, это примерно в 10 раз больше скорости остальных звезд Млечного Пути. Астрономы предполагают, что эту звезду так «разогнала» сверхмассивная черная дыра в центре нашей Галактики. Настолько быстрая скорость космического тела, по словам астрономов, связана с принадлежностью звезды S5-HVS1 к двойной системе, когда две звезды вращаются друг вокруг друга.

«Двойная система подлетела близко к сверхмассивной черной дыре в центре нашей галактики. Из-за сильного гравитационного поля черной дыры одна звезда зацепилась черной дырой, а другая вылетела с очень большой скоростью, - полагает Копосов. - Мы точно не знаем, сколько таких сверхбыстрых объектов движется по нашей Галактике, но, скорее всего, звезд, перемещающихся со скоростью больше 1-1,5 тыс. километров в секунду, можно пересчитать по пальцам».

Ученые также узнали, что звезда начала свой путь из центра Млечного Пути около 5 миллионов лет назад. По оценкам Копосова, полученная информация поможет узнать больше данных и о самой черной дыре, которая «выбросила» это сверхбыстрое небесное тело.

Проект S5 и планы на будущее

Открытие было сделано благодаря 3,9-метровому Англо-австралийскому телескопу (AAT), который находится в Австралии, в рамках проекта S5 (спектроскопическая съемка Южного звездного потока). Копосов рассказал, что основной его целью не было изучение сверхбыстрых звезд. Изначально он был запущен для исследования звездных потоков. «Измеряя скорости звезд в звездных потоках, мы можем понять, как вещество, видимое или невидимое, как темная материя, распределены в галактике», - сказал астрофизик.

В 2018 году благодаря телескопу-спутнику Gaia астрономы нашли несколько сверхбыстрых звезд. Ученый напомнил, что в следующем году телескоп обновит данные, которые уточнят скорость недавно открытой звезды. Точно определенная скорость поможет охарактеризовать гравитационный потенциал Млечного Пути.

В заключение астрофизик отметил, что «несмотря на достигнутые результаты, вопросов для изучения осталось еще очень много».

Источник: ТАСС