ПРИШЛИТЕ СВОЮ НОВОСТЬ!
Лента новостей
Выбрать категорию:
29 июня
28 июня
27 июня
26 июня
25 июня
24 июня
23 июня
22 июня
21 июня
16 июня
09 июня
06 июня
05 июня
04 июня
03 июня
02 июня
01 июня
31 мая
29 мая
28 мая
27 мая
26 мая
25 мая
24 мая
23 мая
22 мая
20 мая
19 мая
18 мая
17 мая
15 мая
14 мая
13 мая
12 мая
11 мая
10 мая
09 мая
08 мая
06 мая
05 мая
04 мая
03 мая
02 мая
01 мая
30 апреля
29 апреля
28 апреля
27 апреля
26 апреля
25 апреля
24 апреля
23 апреля
22 апреля
21 апреля
20 апреля
19 апреля
18 апреля
17 апреля
16 апреля
15 апреля
ГОЛОСОВАНИЕ
Нужна ли астрономия в качестве школьного предмета?

Мир: «Красноречивость пустоты и отсутствия» – язык концептуализма

08 апреля, 19:00

 

8 апреля – Молодёжные новости. Только представьте: зритель собирается на выставку, представляет, как будет ходить среди экспонатов, засматриваться на размашистые мазки картин и обязательно сделает фотографии для поста в социальной сети.

С внутренним трепетом, в предвкушении знакомства с чем-то великим, наш герой стремительной походкой входит в зал, а оказывается в совершенно пустой комнате. Да, да, перед его глазами – белые пустые стены. Всё потому, что это выставка художников-концептуалистов.

Сам термин «концептуализм» впервые прозвучал в 1961 году в философской работе Генри Флинта. Однако основоположником этого направления в искусстве принято считать Джозефа Кошута. Он развил идеи своих предшественников о задаче и роли искусства, призвав не ограничивать художника в средствах выразительности замысла.

В качестве иллюстрации своей идеи в 1965 году он представил публике знаменитую инсталляцию «Один и три стула». Экспозиция состояла из обычного деревянного стула, его фотографии и энциклопедической статьи о том, что такое стул. Работа содержала в себе контекст самопрезентации. По замыслу автора стул и его фотография должны были меняться во время каждой экспозиции, неизменными только оставались энциклопедическая вырезка и схема с инструкцией установки работы.

Концептуалисты ставили перед собой задачу воздействовать не на эмоции зрителя, а на его интеллектуальное восприятие. Происходил сознательный отказ от значимости формы в пользу важности смысла произведения.

Со временем концептуализм научил публику, что искусство может существовать в виде идеи без материального воплощения. Даже за закрытыми дверьми галереи художник может продемонстрировать свой замысел. Пустота и отсутствие порой бывают намного красноречивее холстов и насыщенных красок.

История выставок без экспонатов насчитывает уже более полувека. Одна из первых и ярких таких выставок прошла в 1958 году. Её автором стал Ив Кляйн, французский художник-новатор, один из самых ярких и известных представителей концептуального искусства, заработавший славу созданием фирменного синего оттенка (этот оттенок считался фирменном цветом Кляйна). К выставке готовились достаточно долго и помпезно. Реклама выставка была размещена на уличных щитах и в журналах. У входа в галерею над синим навесом стояли гвардейцы в парадной форме, гостям подавался напиток из знаменитого ресторана «La Coupole», конечно, он имел тоже особый синий оттенок. И вот в назначенный день, 28 апреля 1958 года, почти 3 тысячи человек толпились перед входом в Парижскую галерею «Ирис Клер». Однако, войдя внутрь посетителей ждали пустые белые стены и одна единственная витрина, которая тоже была пустой. Кляйн хотел пробудить в зрителях особую восприимчивость к пустому пространству галереи, в которой хранится невидимый и неосязаемый дух живописи. Идею художника особенно оценил писатель Альберт Камю, оставивший отзыв: «Сила в пустоте».

В годы расцвета концептуализма сразу два художника предложили зрителю посмотреть не на предметы искусства и даже не на стены выставочного зала, а на саму галерею и не изнутри, а снаружи. В октябре 1968 года французский художник Даниель Бюрен перекрыл вход в галерею «Apollinaire» бумажным полотном с чередующимися бело-зелеными полосами. А спустя два года Роберт Барри разместил табличку на здании «Юджинии Батлер», согласно которой «на время выставки» галерея закрывалась. Это была своеобразная критика традиционной системы показа искусства. Зрители не могли попасть внутрь здания физически, но в этом и не было потребности. Гораздо важнее было «проникнуть интеллектом», осмыслив окружающее пространство. Взглянуть на привычное под иным углом, понять, а не почувствовать, собственно, к этому и призывает концептуализм.

 

Текст: Светлана Никульшина.

Фото: Pixabay.