ПРИШЛИТЕ СВОЮ НОВОСТЬ!
Лента новостей
Выбрать категорию:
29 сентября
28 сентября
26 сентября
22 сентября
19 сентября
18 сентября
15 сентября
13 сентября
12 сентября
11 сентября
08 сентября
01 сентября
31 августа
30 августа
28 августа
27 августа
24 августа
23 августа
21 августа
20 августа
18 августа
17 августа
16 августа
14 августа
13 августа
11 августа
09 августа
02 августа
31 июля
28 июля
26 июля
24 июля
23 июля
16 июля
15 июля
14 июля
05 июля
03 июля
28 июня
26 июня
25 июня
21 июня
17 июня
16 июня
14 июня
13 июня
12 июня
10 июня
07 июня
05 июня
01 июня
31 мая
30 мая
28 мая
25 мая
24 мая
23 мая
20 мая
19 мая
18 мая
17 мая
15 мая
14 мая
13 мая
12 мая
10 мая
09 мая
05 мая
02 мая
01 мая
30 апреля
28 апреля

Архангельская область: Кенозерский парк: архитектура и волонтерство для студентов

09 августа, 15:00


Источник: Пресс-служба ФГБУ НП Кенозерский

Главный архитектор Кенозерского национального парка Виктор Эдуардович Яндовский рассказал, как проходят архитектурные обмеры и почему парку нужны молодые специалисты.

Виктор Яндовский. Источник: архив Парка

Расскажите подробнее о маршруте для студенческой экспедиции, которая проходила с 15 по 26 июля. 

Вся экспедиция проходила на территории Плесецкого сектора Кенозерского Национального Парка. В этот раз студентов поделили на две группы. Мы все встретились в Плесецке и далее автотранспортом добрались в д. Вершинино.

Первая группа вместе со мной базировалась в Вершинино. И каждый день мы выезжали на катере на обследования объектов в деревнях Бухалово, Качикова горка и Городское.

Вторая группа под руководством моей коллеги, архитектора-реставратора Веры Васильевны Колтовой работала в южной части Кенозера, в деревнях Горбачиха, Тырышкино и Спицыно.

Ежедневная работа заключалась в обследовании деревень , в выявлении и фиксации наиболее ценных исторических построек. Делали обмеры, кроки построек (прим. чертежи, сделанные от руки), а после проводили камеральные работы, вычерчивали то, что ранее зафиксировали. В конечном итоге все чертежи были оцифрованы в программе AutoCAD (прим. программа для компьютерного проектирования и черчения).

Студенты занимались «обмерами». Что такое обмер, как его делать и зачем? 

Архитектурно-археологические обмеры – это комплексное исследование здания, фиксация всех деталей объекта. Также производится фотофиксация, зарисовка всех узлов, соединений. Это основа для паспортизации объекта и проекта реставрации. 

Приняли участие студенты специальных направлений, или любой желающий мог попробовать себя?

Так как это была не просто поездка посмотреть уникальный Парк, то был серьезный кастинг, подбирали ребят из архитектурных ВУЗов, упор делали на студентов реставрационных отделений. Поэтому команда собралась подготовленная, с навыками черчения и опытом обмеров. 

Я читала, что во время экспедиции обнаружили старинный амбар в Бухалово, который упустили ранее. Мне, как человеку, который не знаком с подобными «обходами», сложно представить, как можно не заметить какое-то здание.

Это какая то редакционная описка. Его не обнаружили, а идентифицировали и обмерили. И не один амбар, а три. Их местоположение было прекрасно известно. Только в этот раз они были обмерены и проведена фотофиксация их состояния. Ведь основная задача экспедиции – это паспортизация наиболее ценных исторических гражданских построек. Это очень интересные объекты, как конструктивно, так и в плане технологии обработки древесины, а еще на амбарах сохранились действующие кованые замки.

Кирпич с завода Графа Левашова, найденный в д. Бухалова в разрушенной печи дома Машаковых. Источник: Пресс-служба ФГБУ НП Кенозерский

Экспедиция прошла в рамках Профессионального конкурса «Открываем Россию заново», но я видела на сайте парка, что здесь проходят и отдельные волонтерские сборы. Ведете ли вы какие-то из них?

У нас есть много волонтерских сборов, в частности программа «Часовенный рай», которая как раз проходит в конце августа и осенью. Волонтеры приезжают привести в порядок территорию, делают прокосы, убирают кровли от листьев и хвои, занимаются мелким ремонтом под руководством сотрудников Парка. В этом году силами волонтеров была расчищена лесная дорога к  водяной мельнице в д. Гужово в Каргопольском секторе

В прошлом году прошел летний детский плотницкий лагерь. С коллегами в Каргопольском секторе, в д. Масельга мы обучали молодых ребят. Результат – изготовление туристической стоянки с помощью аналогов инструментов 19 века.

Почему важно использовать старые технологии? Разве современные инструменты не упрощают работу?

Это одно из распространенных заблуждений тех, кто не понимает что такое реставрация. С помощью плотницких инструментов, которыми были созданы исторические объекты, в первую очередь, соблюдается технология и аутентичность исторических объектов. Исторические плотницкие инструменты позволяют передать первозданный образ объекта, только с их помощью можно добиться точного повторения изготовления деталей. Да, электрические инструменты используются, но только для грубой распиловки и технических решений . 

Недавно «Заповедное Кенозерье» включили в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. Изменится ли что-то в работе парка?

Из-за санкций сложно сказать, изменится ли что-то кардинально, если вы имеете в виду финансирование. Но такой высокий статус обязывает нас быть самым лучшим Парком.

В парке проходит множество мероприятий, от ярмарок до детских лагерей. Не влияет ли количество посетителей на состояние архитектуры? Нет такого, что туристы на память прячут обломки старинных кирпичей по карманам?

В парке есть служба инспекторов, которые следят за памятниками. Конечно, строения под охраной, но был ужасный случай. В деревне Семеново несколько вандалов забрались ночью в часовню и вытащили иконостас. Их вычислили, часть украденного вернули. Как такого понятия воровства у нас нет, но никто от него не застрахован. Туристы под надзором, куда бы они не поехали. Когда к нам приезжают гости, их сопровождают инспекторы и экскурсоводы. 

На сайте есть подробная информация о культовой архитектуре парке, но почти ничего нет о гражданской. В каком состоянии находятся дома? В них продолжают жить люди?

Да, в нашем Парке 44 Объекта Культурного Наследия. Четыре из них Федерального значения, а вот чтобы жилые дома получили статус памятника, для этого нужно пройти очень сложную процедуру. Это и прохождение Государственной Историко-культурной экспертизы для включение объекта в список, и изготовление проекта предмета охраны, проекта границ территории памятника, проекта реставрации и опять экспертизы. Плюс сметные работы и само производство. А это ресурсы, очень большие деньги. А ввиду того, что львиная доля жилых домов находится в частном пользовании, то это непосильная ноша для обычных сельских жителей. Те дома, которые парк может выкупить для своих нужд, используют как музеи, гостевые дома и т.д., в них воссоздаются аутентичные интерьеры. 

Для всех домовладельцев в Парке существуют ограничения по высотным отметкам крыш, углу наклона, по материалу и по цвету, по традиционной расстекловке оконных рам. Запрещены бетонные постройки, железные заборы и так далее.
Это и есть архитектурная составляющая по сохранению культурного ландшафта.  

Из чего состоит работа главного архитектора Парка?

Главный архитектор занимается всеми вопросами по реставрации Объектов Культурного Наследия Парка, а также другими вопросами проектирования и согласования. Занимается мониторингом памятников, ведет авторский надзор за производством, курирует проекты подрядчиков, участвует в научной работе Парка. Принимает участие в экспедициях, и в текущей работе с коллегами из Инспекции по охране памятников и Министерства культуры.


Текст: Надежда Скворцова