ПРИШЛИТЕ СВОЮ НОВОСТЬ!
Лента новостей
Выбрать категорию:
13 октября
12 октября
05 октября
03 октября
02 октября
29 сентября
28 сентября
21 сентября
14 сентября
13 сентября
12 сентября
11 сентября
10 сентября
08 сентября
31 августа
28 августа
24 августа
21 августа
20 августа
17 августа
14 августа
13:24
КУЛЬТУРА
13:22
КУЛЬТУРА
статья
10 августа
05 августа
03 августа
22 июля
21 июля
20 июля
17 июля
12:00
МЕДИА
статья
15 июля
05 июля
29 июня
23 июня
22 июня
21 июня
18 июня
16 июня
15 июня
08 июня
07 июня
02 июня
25 мая
18 мая
14 мая
11 мая
27 апреля
25 апреля
27 марта
17 марта
13 марта
10 марта
02 марта
13:55
ОБЩЕСТВО
статья
01 марта
28 февраля
15:00
ОБЩЕСТВО
статья
27 февраля
25 февраля
15:14
КУЛЬТУРА
статья
24 февраля
17:16
ОБЩЕСТВО
статья
23 февраля
21 февраля
08:08
КУЛЬТУРА
статья

Источник вдохновения: Сергей Безруков и его зрители

18 октября, 12:00

В день своего рождения Сергей Безруков предстает перед нами не просто знаменитым актером, а настоящим феноменом российской культуры. Основатель театра, музыкант, педагог и благотворитель — он находит силы и талант для каждого из своих проектов. Но главный его дар — умение проживать на сцене и экране целые жизни, создавая уникальную, доверительную связь со зрителем. Сегодня мы рассмотрим наиболее яркие начинания артиста, а также историю поклонницы, которая наглядно показывает, как его творчество меняет человеческие судьбы.


Мастер перевоплощения — Театр как жизнь


Творческий путь Сергея Безрукова начался за театральными кулисами, где он провёл детство рядом с отцом-актером Виталием Безруковым. Затем он поступил в Школу-студию МХАТ, где его преподавателем был знаменитый режиссёр Олег Табаков. Сразу после выпуска Безруков присоединился к труппе театра, которым руководил его учитель.

Каждый спектакль Сергея Безрукова создаёт неповторимую атмосферу, в которой классика оживает новыми красками, а современные истории обретают особую глубину и выразительность. Зритель погружается не только в фабулу пьесы, но и в дух эпохи, ощущает ритм времени и переживает уникальный культурный опыт.  Сергей Безруков-режиссер — это не просто создатель спектаклей, а настоящий архитектор театральных вселенных. Он  проживает их изнутри, часто находясь по обе стороны рампы: и как постановщик, и как исполнитель главных ролей.

Представьте себе размах: от исповедальной лирики «Хулигана. Исповедь», где он вновь встречается с Есениным, до философской глубины чеховского «Дяди Вани»; виртуозного фехтования словом и шпагой в «Сирано де Бержераке» до сюрреалистичного путешествия в «Алисе в Стране чудес». В основе этого красочного разнообразия лежит его фирменный почерк: будь то классика или современная история, Безруков ведет со зрителем честный, предельно откровенный разговор о жизни. Этот список спектаклей и постановок  — не просто перечень работ, а доказательство его профессионализма и творческой смелости. Он не боится браться за абсолютно разный материал — от исповедальной поэзии до социальной сатиры («Энергичные люди») и мрачных глубин человеческого сознания («Сон разума»).

Безруков — полноценный художественный лидер, для которого театр является местом для искреннего высказывания. Режиссёрская работа органично сплетается с актёрской, создавая целостный портрет Художника, который не просто служит искусству, а активно его создает и формирует культурный базис страны.

Свой собственный антрепризный театр Сергей Витальевич создал в 2010 году. За три года работы зрители увидели несколько ярких постановок, среди которых — знаковые для артиста «Пушкин» и «Хулиган». В 2013 году творческая биография Безрукова вышла на новый уровень — он возглавил Московский Губернский театр. Уникальный опыт и творческие наработки, полученные в собственном проекте, нашли свое воплощение в масштабах большой государственной сцены.

 

Голос эпохи — музыка, поэзия и озвучка

Еще в 1997 году в «Старых песнях о главном» он блеснул как артист кабаре, виртуозно сочетая актерскую игру и вокал. Но настоящим откровением стал сольный альбом «Хулиган» (2008), где он, не будучи профессиональным композитором, сам написал музыку на стихи Есенина, пропустив поэзию через призму собственного сердца. 

Эта внутренняя потребность в музыкальном высказывании воплотилась в создании рок-группы «Крёстный папа» (2018). Первый сингл «Не про нас» стал уже не камерным творчеством, а заявлением целого коллектива, рожденного его художественной волей.

Но самый яркий «музыкальный» жест Безрукова лежит вне сцены и студии. Его голос, знакомый миллионам, был подарен волонтёрскому проекту по озвучиванию воспоминаний узников концлагеря Флоссенбург. Эта работа — не для хит-парадов, а для сохранения исторической памяти, чтобы у наших соотечественников была возможность на родном языке услышать свидетельства тех, кого освободила советская армия.

«...Озвучиваю воспоминания узников концлагеря Флоссенбург. Присоединился к волонтерскому проекту «Перевод и озвучивание зарубежных музейных материалов из мемориалов бывших нацистских концлагерей». Оказывается, в этих мемориальных комплексах нет аудиогидов на русском языке, в тех самых концлагерях, которые освобождала наша армия…»

На этих примерах мы можем сказать, что Безруков не просто использует музыку — через ноты он проносит важные истины. В контексте всей его деятельности это показывает удивительную цельность натуры: где бы он ни проявлял себя — в кино, театре, музыке или благотворительности — везде присутствует максимальная самоотдача, глубина и стремление говорить с аудиторией на самые важные темы, будь то любовь, боль истории или исповедальная лирика. Это и есть портрет подлинного артиста, для которого творчество — один из смыслов жизни.

 

Лики перевоплощения — от Саши Белого до Сергея Есенина

Сергей Безруков начал сниматься в кино в 14 лет. В 1990 году на «Мосфильме» снимали картину Евгения Евтушенко «Похороны Сталина», в массовку нужны были подростки. Объявление об этом школьник увидел в столичной газете и отправился на съёмки. И не зря, ведь благодаря этому кинематограф приобрёл новую звезду. 

Каждое воплощённое им амплуа демонстрирует широту диапазона и уникальность дарования. Взять хотя бы культовую роль Саши Белого в сериале «Бригада» (2002). Эта роль сделала Безрукова всенародно любимым актёром, символом целого поколения, ведь он смог убедительно воплотить  лидера, сочетавшего жестокость и благородство, внутреннюю борьбу и трагизм судьбы. 

Однако Безруков не ограничивается криминальными драмами. Его исполнение роли поэта Сергея Есенина в одноимённом сериале (2005) стало примером актёрского мастерства. Безруков не просто сыграл поэта, он отразил его сомнения и внутреннюю борьбу, передал всю сложность натуры поэта Серебряного века.

Нельзя не вспомнить его роль Иешуа в многосерийной экранизации романа Булгакова «Мастер и Маргарита» (2005 год). Бесконечно человечный образ бродячего философа стал одним из высших проявлений актёрского дара Безрукова. Он создал персонажа, которого зрители полюбили за чистоту помыслов, нравственную стойкость и духовную высоту.

Ещё одно литературное перевоплощение — Владимир Высоцкий в фильме «Высоцкий. Спасибо, что живой» (2011 год). Безруков комментировал свою роль так: «Мне приходилось в некотором смысле копировать его манеру петь, говорить и двигаться, потому что я играл конкретную историческую личность, в портретном гриме, и это было скорее проникновение в образ, когда приходилось превращаться в Высоцкого и по голосу, и по пластике». Результат превзошёл ожидания критиков и публики, став ярким доказательством универсальности таланта актёра.

Признание таланта Безрукова выражается не только в народной любви, но и в многочисленных профессиональных наградах. Среди них престижные премии «Золотой Орёл», «Фигаро», «Россиянин года», международная премия имени Константина Станиславского, ордена и звания народного артиста России. Особенно показательны призы за лучшие мужские роли на фестивалях разного уровня — будь то военные драмы («Учёности плоды»), комедии («Каникулы строгого режима») или лирические мелодрамы («После тебя»). Такое разнообразие свидетельствует о редкостной гибкости и глубине актёрского инструмента Безрукова.

В своей кинокарьере Сергею Безрукову пришлось столкнуться со многими трудностями: сомнением продюсеров, отказе сниматься в некоторых проектах, шквал критики. Иногда ради ролей Безрукову приходилось учиться играть на ударной установке, осваивать гармонь, стрелять из разных видов оружия, водить мотоцикл, фехтовать и даже осваивать основы воздушной эквилибристики. Но он не сдался. 

Многогранность таланта Сергея Безрукова проявляется в его способности одинаково убедительно играть противоположных персонажей: от бандитов до святых, от поэтов до военных лидеров, от комедийных героев до глубоких драматических фигур. Каждая его роль — это не просто переодетый актёр, а настоящее проживание чужой жизни, полное самоотдачи и глубокого проникновения в сущность персонажа.


Миссия — создавать и поддерживать

Для Безрукова творчество — это старт, а не финиш. Своим главным проектом он считает реальные дела, которые меняют жизни людей к лучшему

Одной из значительных инициатив Безрукова стало  развитие инклюзивности в театре. Он получил премию «Инновационный прорыв» за установку пандусов для инвалидов-колясочников и оборудования для тифлокомментирования. Эти изменения позволили большему количеству людей наслаждаться искусством театра.

Безруков также организовал два театральных фестиваля — Летний и Международный детский фестивали. Они включают образовательные программы, такие как тренинги и мастер-классы для детей из творческих студий, курсы для учителей школьного театра и встречи с авторами детских книг. Большой Детский Фестиваль включен в национальный проект «Семья», что подчеркивает важность семьи и воспитания нравственных ориентиров.

Вместе с бывшей супругой, Ириной, Безруков основал Фонд поддержки социокультурных проектов. Цель фонда — поддержка создания фильмов, телепередач и аудиопродукции социальной направленности. Руководители фонда активно участвуют в благотворительных акциях и мероприятиях, особенно тех, что направлены на поддержку детей. Безруков тесно сотрудничает с фондом «Измени одну жизнь», который помогает детям-сиротам.

Безруков активно вовлечён в образование будущих актеров. Он набрал два курса во ВГИКе: в Москве и в филиале в Ростове-на-Дону. Проект «Фабрика Станиславского» направлен на обучение и развитие молодых талантов, предлагая интенсивные занятия и лаборатории под руководством опытных педагогов.

Безруков активно способствует развитию культуры и образования, делая искусство доступным  элементом общественной жизни. Его усилия направлены на поддержку молодых талантов, что делает его фигуру ключевой в современном российском обществе.

 

Связь с наследием и диалог с будущим

Есенин — это больше, чем просто поэт. Он символ народной души, выражающийся в стихах, которые легко запоминаются и находят отклик у множества людей. Концерт «Счастлив тем, что я дышал и жил...», организованный Безруковым, собрал на одной сцене известные голоса и драматические таланты, чтобы почтить память поэта и поделиться его произведениями с новым поколением.

Встреча актёра с участниками четвёртого Международного детского культурного форума показала, что молодые люди заинтересованы в изучении театра и культуры. Вопросы подростков касались не только профессиональной стороны, но и гражданской ответственности, важности сохранения памяти о прошлом. Это свидетельствует о том, что новое поколение осознаёт ценность культурного наследия и готово продолжать традиции.

Участие Безрукова в открытии выставки, посвящённой сохранению наследия Льва Толстого, подчёркивает важность бережного отношения к историческим артефактам. Эвакуация экспонатов и рукописей писателя во время Великой Отечественной войны — яркий пример того, как культура выжила благодаря усилиям людей, преданных своему делу.

Альбом «Посвящение Лермонтову», созданный при поддержке фонда, объединил актёров Губернского театра и подчеркнул связь между прошлым и настоящим. Озвучка аудиокниг, таких как «Анна Каренина», также служит мостом между классической литературой и современным слушателем.

Все эти проекты помогают сохранить наследие русских писателей и поэтов, одновременно вдохновляя молодёжь на изучение и продолжение этих традиций. 

 

Взгляд из зала — История поклонника

Эти масштабные проекты, безусловно, работают с культурным наследием целой страны. Но куда важнее то, как это наследие отзывается в судьбах отдельных людей. Ярким примером тому служит история обычной зрительницы Анжелики, для которой творчество артиста стало не просто увлечением, а настоящим жизненным ориентиром. Она — поклонница, на чью жизнь повлиял талант Сергея Витальевича.

Анжелике Шмидт 21 год, она из Новороссийска. Её жизнь наполнена разнообразными увлечениями: девушка серьезно занимается растяжкой и осваивает шпагат, ведёт личный блог, а также развивает свои творческие способности — учится играть на гитаре и занимается вокалом. Профессионально Анжелика реализует себя в качестве менеджера по продажам. Особое место в её жизни занимает поэзия: она с глубоким интересом читает стихи Есенина и увлечена творчеством поэта в целом. Все эти стремления нашли свое закономерное воплощение — сейчас Анжелика готовится к поступлению в театральный вуз. 

«…В общем, с чего всё началось? Мама мне сказала, что мне определенно нужно посмотреть культовый сериал “Бригада”, что он откроет мне глаза на этот мир, что это шикарный кинопроект, который я обязана посмотреть, если буду поступать в театральный. Думаю, ладно, хорошо, давай. Я смотрела, и меня так захватило… Я думала: как можно так играть? Да он не играет, он живет! Я просто залпом посмотрела сериал, думаю, как так? правда зацепило. После я начала смотреть уже «Участок». Потом я посмотрела «Бендер: начало», все остальные части, и пошло-поехало. 

Потом я решила познакомиться с биографией отца Сергея Безрукова, Виталия Сергеевича. Мне так понравился тот факт, что изначально он [Виталий Безруков — прим.авт]  просто поехал поступать на юридический факультет, он хотел пойти по стопам отца, но нужно же было где-то работать, и он устроился в театр грузчиком. Когда действующий актёр театра запил, Виталия поставили на эту должность. Так его жизнь стала тесно связана с театром. Связалась, когда он просто даже и подумать об этом не мог. Я считаю, что это просто судьба. 

Я также изучила и биографию Сергея Безрукова и понимаю, какой же он крутой человек. Он учился у самого Олега Табакова! 

И как только я увидела его [Сергея Безрукова — прим.авт] игру, я не поняла, как так можно играть. Он не играет, он живет, он и есть Саша Белый!.. Меня настолько это сильно поразило, что я поняла, что я хочу так же. 

Понятное дело, что я и до этого хотела стать актрисой, но как будто роли Безрукова ещё больше сподвигли прогрессировать в эту сторону. Именно найти себя в этой стезе. То есть у меня ещё были какие-то сомнения, но Сергей Витальевич всё расставил на своих места. Я очень благодарна за это, за его творчество, за интервью, где он делится своим опытом. Просто шикарный человек, которого я люблю душой и всем сердцем!

Ещё я обожаю, когда он озвучивает военные фильмы, его голос. Его голос я узнаю из тысячи. Знаешь, когда у меня фоном включен «Первый», и я слышу его голос, я бросаю все дела и иду смотреть то, что показывают. Поэтому я считаю, что он оставил огромный вклад в киноиндустрии, тем более, как его отец превозносил Сергея Есенина, как он его любил, это был его любимый поэт. Также Высоцкий в его роли... 

Честно, я думаю, если бы не Сергей Витальевич, то зачем всё это надо? Я не вижу других каких-то крутых актёров настолько высокого уровня у нас в русском кинематографе, таких как Сергей Витальевич. Это просто эталон для меня. Я считаю, что Сергей Витальевич зародил своё искусство. Он посадил это зёрнышко, которое проросло новыми красивыми проектами, которые теперь мы можем лицезреть на экране. Он перевоплощается так, что я уже верю, что он другой человек.

И самое главное же в искусстве — это глаголом «жечь сердца людей». Так вот, “жги сердца людей”.»

В день рождения Сергея Безрукова особенно ясно видно: его дар — искренность, которая находит отклик в сердцах зрителей. Он создаёт мосты между эпохами, между сценой и залом, между великим наследием прошлого и энергией нового поколения. Его творчество, как показывает история Анжелики и тысячи других зрителей, действительно способно «жечь сердца» — вдохновлять, направлять и менять жизни. И пока он продолжает этот путь, можно быть уверенным: впереди нас ждут новые роли, спектакли и проекты, которые подарят ту самую «ясную и светлую» веру в искусство, о которой он так убедительно говорит и которую так щедро дарит своим поклонникам.
Автор: Арина САНГИНОВА

Фото: Новости Дворца Культуры Современник