ПРИШЛИТЕ СВОЮ НОВОСТЬ!
Лента новостей
Выбрать категорию:
03 марта
02 марта
01 марта
28 февраля
27 февраля
26 февраля
25 февраля
24 февраля
23 февраля
22 февраля
21 февраля
20 февраля
19 февраля
18 февраля
17 февраля
16 февраля
15 февраля
14 февраля
13 февраля
12 февраля
11 февраля
10 февраля
09 февраля
08 февраля
06 февраля
05 февраля
04 февраля
03 февраля
02 февраля
01 февраля
31 января
30 января
29 января
28 января
27 января
26 января
25 января
24 января
23 января
22 января
21 января
ГОЛОСОВАНИЕ
Нужна ли астрономия в качестве школьного предмета?

Мир: По обе стороны камеры

17 января, 16:02

 

17 января - Молодёжные новости. «Режиссёрская работа несовместима с актёрской: актёр провалится, если будет критически смотреть на своих партнёров» - говорил великий писатель Джордж Бернард Шоу. Однако на протяжении всей истории кино появлялись авторы, которые предпочитали работать по обе стороны камеры - и в роли режиссеров, и в роли актеров. Однако зачем человеку, который на площадке - царь и бог, самому вставать под свет прожекторов? Рассмотрим это на примере пяти известных кинорежиссеров, чьи актерские работы неотделимы от их знаковых картин.

Бастер Китон

Из гениев немой американской комедии Бастер Китон известен менее прочих, и совершенно незаслуженно. В историю он вошел как величайший каскадёр: чего стоит его трюк в «Пароходном Билле-младшем», когда на его героя падает шеститонная декорация! Китон играл и режиссировал самостоятельно потому, что как никто другой, знал собственный ресурс, знал, когда стоит продолжить гэг, а когда остановиться. Более того, он рассчитывал, как именно должна стоять камера, чтобы трюк сработал. Великий комик продолжил сниматься и после окончания эры немого кино в 30-х. Но в звуковых фильмах потерял творческую независимость, и их стоит посмотреть лишь для того, чтобы убедиться: никто не может режиссировать Бастера Китона лучше самого Бастера Китона.

Мэл Брукс

Мэл Брукс называл себя учеником нашего предыдущего героя - и не случайно. Многие приемы великого немого комика плавно перекочевали в фильмы Брукса и были им по-своему усовершенствованы. Этот комедиограф 70-х играл не во всех своих фильмах, однако каждый созданный им образ частично пародировал фигуру режиссера самого по себе. Как правило, это были властные самодуры: Торквемада из «Всемирной истории. Часть первая», Мэр из «Сверкающих сёдел», Режиссер в «Немом кино». Брукс помнил, что как бы ты ни старался смешить других - помни, что нужно смеяться и над самим собой.

Эльдар Рязанов

Один из лучших комедийных режиссеров позднего СССР тоже любил появляться в собственных фильмах. У его персонажей очень мало экранного времени, однако именно они - пускай и невольно - подталкивают главных героев к принятию судьбоносных для них решений. Как в любимой всеми комедии «Гараж», где именно персонажу Рязанова достается несчастливый билет - и, в принципе, заслуженно, так как он проспал всю картину. 

Кеннет Брана

Из современных режиссеров Кеннет Брана стоит на особенном месте. Он показывает себя довольно успешным в производстве жанровых картин - «Золушка», «Тор». Однако личный авторский почерк идет из его театральной деятельности: актерское мастерство и режиссерское для него неразрывно связаны. Именно поэтому в своих знаковых и узнаваемых работах - «Франкенштейн Мэри Шелли» и «Убийство в Восточном экспрессе» он, наперекор всем рискам, выходит на первый план самостоятельно. И убедительно доказывает, что эту работу лучше него выполнить никто не мог - во всяком случае, в его картине.

Тайка Вайтити

Один из лучших современных комедиографов, отличающийся мягким стилем повествования и острой социальной тематикой. Он тоже любит играть в своих картинах, но далеко не всегда в главной роли: это может быть и небольшое, запоминающееся камео - как, например, священник в «Охоте на дикарей». Тем более необычно выглядит его решение примерить на себя роль диктатора в оскароносном фильме «Кролик ДжоДжо». По словам самого режиссера, это было сделано, чтобы внимание зрителей сфокусировалось на истории мальчика: скорее всего, известный актер в этой роли перетянул бы все внимание на себя. 

Так всё-таки зачем?

Причины, побуждающие режиссера самому выйти на камеру, могут быть самыми разными. Однако в любом случае это не озорство и не прихоть, а способ заставить собственную картину играть по-новому, добавить происходящему нового смысла. Китон выполнял умопомрачительные трюки, подвластные лишь ему, Рязанов направлял героев, как ангел-хранитель, а Брукс безудержно смеялся над собой, чтобы лично убедиться в том, что именно эта картина и именно этот эпизод важны для истории - и того, как зритель её воспримет.

 

Текст: Антон Бучин

Фото: Pixabay