ПРИШЛИТЕ СВОЮ НОВОСТЬ!
Лента новостей
Выбрать категорию:
25 апреля
24 апреля
23 апреля
21 апреля
19 апреля
17 апреля
16 апреля
15 апреля
14 апреля
12 апреля
10 апреля
09 апреля
08 апреля
07 апреля
03 апреля
02 апреля
01 апреля
31 марта
30 марта
15:00
КУЛЬТУРА
интервью
29 марта
28 марта
27 марта
23 марта
22 марта
21 марта
20 марта
18 марта
15 марта
12 марта
11 марта
10 марта
09 марта
08 марта
07 марта
06 марта
05 марта
04 марта
03 марта
02 марта
01 марта
29 февраля
28 февраля
27 февраля
26 февраля
25 февраля
23 февраля
22 февраля
21 февраля
20 февраля
19 февраля
18 февраля
16 февраля
15 февраля
14 февраля
13 февраля
11 февраля
09 февраля
07 февраля
06 февраля
02 февраля
30 января
27 января
25 января
24 января
20 января

Санкт-Петербург: Ощущаем взглядом поверхность в Музее оптики

24 марта, 12:50

24 марта - Молодёжные новости. В экспериментальном зале Pavilion Музея Оптики ИТМО с 16 по 28 марта пройдёт уникальная интерактивная световая экспозиция «Синестезия». Так называют уникальное явление, когда раздражение одного органа чувств провоцирует ощущения и в другом, не связанном. То же самое предстоит наблюдать посетителям выставки: различные звуки - гул, плеск, стук, дробь, шуршание - можно будет буквально увидеть своими глазами.  Мы поговорили с автором инсталляции Ксенией Кармолиной о необычном мире чувств, и как можно ощупать звук взглядом. 

Что вдохновило на инсталляцию?

Идея проекта пришла, когда я планировала свою курсовую работу. В международной магистратуре «Световой дизайн» Университета ИТМО, где я обучаюсь на специализации «Дизайн интерактивной среды», мы учимся создавать световые проекты для выставочных и сценических пространств. В этом году впервые у нас появилась возможность показать свои работы на практике – на выставке в Музее Оптики. Хотелось создать что-то необычное, связанное с особенностями нашего восприятия окружающего мира. Сначала идея была создать инсталляцию про устройство памяти и показать, что все мы по-разному воспринимаем те или иные события, которые стали нашими воспоминаниями. Но потом задумка трансформировалась в желание обыграть особенности сенсорных ощущений. И я подумала, что вот этот нейрологический феномен - синестезия, когда люди слышат цвета, видят звуки – как раз можно интересно показать через такую инсталляцию.

Расскажите, как посетитель может взаимодействовать с арт-объектом?

Взаимодействуя с ней, посетители могут превращать звуки в световые картины. Взаимосвязь звука и света продемонстрирована посредством спектров.  Увидеть ее можно наглядно: зритель может постукивать по поверхности чаш, частота извлекаемого звука преобразуется в частоту света. Например, высокий звук приобретает по радуге фиолетовый цвет, а низкий уже ближе к красному. Также с инсталляцией можно взаимодействовать тактильно: тематическое визуальное наполнение показывает среду, а в чашах расположены материалы этой среды  - камни, вода, песок.

Есть ли подобные практики за рубежом?

Да, конечно. Еще в XX веке, когда были популярны все эти игры с модерном и постмодерном, возникали перфомансы на тему сенсорных ощущений. И сегодня эта тема продолжает привлекать светодизайнеров в разных странах мира.

Были ли сложности в реализации? Как их решили?

Трудности были чисто технического характера, например, как показать на практике превращение звука в свет и цвет. Но благодаря слаженной работе своей команды мы быстро с ними справились. Над инсталляций вместе со мной работала целая творческая группа, куда вошли и преподаватели программы магистратуры «Световой дизайн», и практикующие светодизайнеры-кураторы, и специалисты, осуществляющие техническая поддержку и монтаж - всего семь человек. 

Кто же художник в такой инсталляции: человек, автор проекта или машина?

Можно сказать, что все вместе: и автор, и зрители. Особенность этой работы, как и других в экспериментальном зале PAVILION - в том, что каждый посетитель становится соавтором инсталляции. Когда вы постукиваете по чашам, перебираете их содержимое – вы взаимодействуете с инсталляцией, и она меняется. И все, что вы видите потом – это уже результат совместного творчества технологий и человека.

Тема органов чувств и нашего восприятия - очень интересная. Как видите её дальнейшее развитие?

Всё, что касается наших сенсорных ощущений – это то, что всегда будет нас волновать. Эта тема не перестанет быть актуальной, в ней есть большой потенциал для дальнейшего развития: можно играть с наполнением, визуальным контентом, подключать какие-то новые каналы, через которые человек может взаимодействовать с ней.

«Синестезия» - не единственная интерактивная инсталляция в Pavilion: организаторами запланирован показ 16 выставок до мая 2021 года, каждая работа будет демонстрироваться две недели.  


 

Текст: Антон Бучин

Фото предоставлено организаторами.