ПРИШЛИТЕ СВОЮ НОВОСТЬ!
Лента новостей
Выбрать категорию:
12 декабря
11 декабря
10 декабря
16:22
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ДОБРА
09 декабря
08 декабря
07 декабря
06 декабря
05 декабря
04 декабря
03 декабря
02 декабря
01 декабря
30 ноября
29 ноября
28 ноября
ГОЛОСОВАНИЕ
Нужна ли астрономия в качестве школьного предмета?

Томская область: Учёные ТГУ совершили открытие, способствующее улучшению экологической ситуации

20 ноября, 17:40

 

20 ноября – Молодежные новости. Сотрудники Инновационно-технологического центра СФТИ ТГУ совместно с промпартнёром ООО «ГИРС-сервис» (Москва) разработали новые способы и экстракт-агенты для очистки дизельного топлива от серы и ароматических соединений. Предлагаемые подходы отличаются высокой эффективностью, благодаря чему в выхлопных газах образуется меньшее количество токсичных веществ, опасных для человека и окружающей среды. Основное применение разработка может найти на малых нефтеперерабатывающих заводах и для производства топлива, соответствующего экологическим стандартам «Евро 5» и «Евро 6».

В последние годы в России существенно ужесточились требования к качеству дизельного топлива. С января 2016 года на все ввозимые в РФ автомобили действует экологический стандарт «Евро 5», который задает требования к токсичности выбрасываемых в воздух веществ и утверждает нормы по их содержанию в выхлопных газах. Это же требование распространяется на продукты нефтепереработки, которые Россия экспортирует в другие страны. Поэтому в рамках ФЦП государством была поставлена задача разработать эффективные, но вместе с тем рентабельные методы очистки «дизеля» от серы и полиароматических углеводородов.

– Традиционно применяемые методы гидроочистки имеют свои ограничения, – рассказывает руководитель проекта, старший научный сотрудник ИТЦ СФТИ Олег Андриенко. – Во-первых, это сложное технологическое оборудование и процесс, требующий высоких температур и большого количества водорода. Он имеет достаточную рентабельность только при больших объемах переработки, в связи с чем его очень проблемно применять на нефтеперерабатывающих заводах малой мощности. Во-вторых, не все сероорганические соединения, содержащиеся в нефти и нефтепродуктах, легко поддаются такой переработке, в связи с чем при достижении определенной концентрации остаточной серы процесс замедляется и далее становится слишком затратным.

Сотрудники Инновационно-технологического центра разработали два новых способа для снижения концентрации серы и ароматических соединений в дизельном топливе. Один – с использованием экстрагентов, второй – тоже экстракционный, но с предварительным фотокаталитическим окислением серосодержащих соединений для повышения эффективности процесса. Наряду с этим, в рамках проекта ФЦП, для тяжелых нефтей и нефтепродуктов химики разработали методы окислительного каталитического обессеривания с последующим выделением продуктов окисления для их дальнейшего целевого использования.

Сульфоны и сульфоксиды, полученные при окислении нефтяных сульфидов, обладают широким спектром ценных свойств и областей применения, в частности, нефтяные сульфоксиды являются эффективными флотореагентами и экстрагентами при извлечении редких и благородных металлов, могут применяться в качестве лечебных препаратов для крупного рогатого скота, функциональных добавок в полимерном и резино-техническом производстве.

Созданные подходы просты по технологии, требуют меньших затрат энергии, при этом являются более безопасными для экологии. Новые способы и продукты можно использовать на заводах с относительно малыми объемами переработки, а также для снижения содержания серы в нефтепродуктах после гидроочистки до требуемых стандартов.

– Лабораторный цикл исследований завершен. Теперь нам предстоит проверить работоспособность технологической цепочки на относительно большом стенде, который мы создали, – говорит Олег Андриенко. – В процессе работ были созданы объекты интеллектуальной собственности. Это представлено четырьмя патентами и тремя ноу-хау. Лицензии на их использование, вероятно, должны быть переданы промышленному партнёру. Основное применение разработка может найти для малых нефтеперерабатывающих заводов и в производстве дизельного топлива класса «Евро-5» и «Евро 6».

Добавим, что над этим проектом химики работали три года (идентификатор проекта ФЦП RFMEFI57817X0225). Разработку новых методов облагораживания топлива финансировало Минобрнауки РФ.

 

Информация предоставлена Управлением информационной политики ТГУ