ПРИШЛИТЕ СВОЮ НОВОСТЬ!
Лента новостей
Выбрать категорию:
15 июля
14 июля
13 июля
12 июля
11 июля
10 июля
09 июля
08 июля
07 июля
06 июля
05 июля
04 июля
03 июля
02 июля
01 июля
30 июня
29 июня
28 июня
27 июня
26 июня
25 июня
24 июня
23 июня
22 июня
21 июня
20 июня
19 июня
18 июня
17 июня
16 июня
15 июня
14 июня
13 июня
12 июня
11 июня
ГОЛОСОВАНИЕ
Нужна ли астрономия в качестве школьного предмета?

Томская область: Учёные ТГУ совершили открытие, способствующее улучшению экологической ситуации

20 ноября, 17:40

 

20 ноября – Молодежные новости. Сотрудники Инновационно-технологического центра СФТИ ТГУ совместно с промпартнёром ООО «ГИРС-сервис» (Москва) разработали новые способы и экстракт-агенты для очистки дизельного топлива от серы и ароматических соединений. Предлагаемые подходы отличаются высокой эффективностью, благодаря чему в выхлопных газах образуется меньшее количество токсичных веществ, опасных для человека и окружающей среды. Основное применение разработка может найти на малых нефтеперерабатывающих заводах и для производства топлива, соответствующего экологическим стандартам «Евро 5» и «Евро 6».

В последние годы в России существенно ужесточились требования к качеству дизельного топлива. С января 2016 года на все ввозимые в РФ автомобили действует экологический стандарт «Евро 5», который задает требования к токсичности выбрасываемых в воздух веществ и утверждает нормы по их содержанию в выхлопных газах. Это же требование распространяется на продукты нефтепереработки, которые Россия экспортирует в другие страны. Поэтому в рамках ФЦП государством была поставлена задача разработать эффективные, но вместе с тем рентабельные методы очистки «дизеля» от серы и полиароматических углеводородов.

– Традиционно применяемые методы гидроочистки имеют свои ограничения, – рассказывает руководитель проекта, старший научный сотрудник ИТЦ СФТИ Олег Андриенко. – Во-первых, это сложное технологическое оборудование и процесс, требующий высоких температур и большого количества водорода. Он имеет достаточную рентабельность только при больших объемах переработки, в связи с чем его очень проблемно применять на нефтеперерабатывающих заводах малой мощности. Во-вторых, не все сероорганические соединения, содержащиеся в нефти и нефтепродуктах, легко поддаются такой переработке, в связи с чем при достижении определенной концентрации остаточной серы процесс замедляется и далее становится слишком затратным.

Сотрудники Инновационно-технологического центра разработали два новых способа для снижения концентрации серы и ароматических соединений в дизельном топливе. Один – с использованием экстрагентов, второй – тоже экстракционный, но с предварительным фотокаталитическим окислением серосодержащих соединений для повышения эффективности процесса. Наряду с этим, в рамках проекта ФЦП, для тяжелых нефтей и нефтепродуктов химики разработали методы окислительного каталитического обессеривания с последующим выделением продуктов окисления для их дальнейшего целевого использования.

Сульфоны и сульфоксиды, полученные при окислении нефтяных сульфидов, обладают широким спектром ценных свойств и областей применения, в частности, нефтяные сульфоксиды являются эффективными флотореагентами и экстрагентами при извлечении редких и благородных металлов, могут применяться в качестве лечебных препаратов для крупного рогатого скота, функциональных добавок в полимерном и резино-техническом производстве.

Созданные подходы просты по технологии, требуют меньших затрат энергии, при этом являются более безопасными для экологии. Новые способы и продукты можно использовать на заводах с относительно малыми объемами переработки, а также для снижения содержания серы в нефтепродуктах после гидроочистки до требуемых стандартов.

– Лабораторный цикл исследований завершен. Теперь нам предстоит проверить работоспособность технологической цепочки на относительно большом стенде, который мы создали, – говорит Олег Андриенко. – В процессе работ были созданы объекты интеллектуальной собственности. Это представлено четырьмя патентами и тремя ноу-хау. Лицензии на их использование, вероятно, должны быть переданы промышленному партнёру. Основное применение разработка может найти для малых нефтеперерабатывающих заводов и в производстве дизельного топлива класса «Евро-5» и «Евро 6».

Добавим, что над этим проектом химики работали три года (идентификатор проекта ФЦП RFMEFI57817X0225). Разработку новых методов облагораживания топлива финансировало Минобрнауки РФ.

 

Информация предоставлена Управлением информационной политики ТГУ