ПРИШЛИТЕ СВОЮ НОВОСТЬ!
Лента новостей
Выбрать категорию:
19 апреля
18 апреля
17 апреля
16 апреля
15 апреля
14 апреля
13 апреля
12 апреля
11 апреля
10 апреля
09 апреля
08 апреля
07 апреля
06 апреля
05 апреля
04 апреля
03 апреля
02 апреля
01 апреля
31 марта
30 марта
29 марта
27 марта
26 марта
25 марта
24 марта
23 марта
22 марта
21 марта
20 марта
19 марта
17 марта
16 марта
15 марта
13 марта
12 марта
11 марта
20 июля - 25 июля
ГОЛОСОВАНИЕ
Нужна ли астрономия в качестве школьного предмета?

Мир: Там, куда мы отправляемся, учебники не нужны

08 февраля, 22:22

 

8 февраля - Молодёжные новости. Наука способна дать ответы на многие вопросы, которые иногда кажутся вечными: как устроены окружающий мир и Вселенная? Почему тела и предметы ведут себя так, а не иначе? Раньше мы узнавали об интересных фактах из энциклопедий и телепередач. Сейчас и дети, и взрослые могут найти информацию на YouTube: отдельные категории видео популяризируют науку, философию, культуру, историю. Видео охватывают большую категорию зрителей. Дети младшего возраста стремятся познать мир вокруг себя, школьники и студенты ищут учатся, а взрослые - развиваются. Такие видео называют научпопом, они всегда имеют большой отклик и активно обсуждаются.

В русскоязычном сегменте YouTube можно найти тысячи научно-образовательных каналов и видео. Среди них выделяется канал Артура Шарифова, который понятным языком объясняет абсолютно далёкие от человека ненаучного вещи: это принесло ему более 1 млн подписчиков на канале. А видео от Евгения Попадинца (Utopia Show) развенчивают известные мифы о тех или иных явлениях научными доказательствами: за этим следят более 3,5 млн человек.

2021 год - год науки. Мы считаем, что это отличный повод провести беседу с научпоп-блогерами о том, как они пришли к созданию роликов, какие темы аудиторию интересуют больше всего, а главное - попробовать выяснить, какие перспективы научпоп имеет в будущем. 

Мы рассмотрим 3 научно-популярных канала: «НаукаPRO», «Чуть-чуть о науке» и «Dameoz». Форматы повествования разнятся от ролика к ролику: здесь есть как «говорящая голова» - изображение человека, перемежаемое различными фото и видео вставками, так и «скринкасты» с озвучкой или нарисованным текстом. Если первый более повествовательный, то второй формат больше смотрится как видеоинструкция.

На канал Чуть-чуть о науке подписано 44,2 тысячи человек. Его создала группа выпускников НГУ, которые публикуют интересные новости современной науки на простом и понятном языке. Ведущими являются двое учёных - физик и химик. Вот что рассказывает автор канала: 

Блог решил делать в 2014 году. Летом я был в летней школе русского репортера, там у Новосибирского госунивера была мастерская по естественным наукам для школьников. В процессе мне пришлось пообщаться и увидеть много журналистов, в том числе и тех, кто пишет про науку, и я был очень расстроен их низким уровнем даже базовых знаний о том, как устроен мир. Тогда я решил, что хотел бы рассказывать людям понятным языком что-нибудь о науке и о мироустройстве. А видео является отличной формой подачи материала, тем более тогда Ютуб набирал обороты, вот и решил делать сразу канал там. Плюс меня всегда тянуло к визуалу – я занимался фотографией, поэтому путь к видео был короткий. Популяризатор науки должен уметь искать и проверять информацию, понимать, что он тоже может ошибаться, постоянно сомневаться, уметь понятно разжевать сложную тему и положить ее в ротик зрителю. Темы для ролика постоянно вокруг нас, и я пытаюсь их поймать, понять что будет интересно и мне, и другим. Тема может возникнуть из листания ленты новостей, просмотра фильма, просто перед сном или за обедом и т.д., а можно специально искать популярные запросы людей. Просто это нужно улавливать и записывать все, а уже потом фильтровать. Скажу, что самого лучшего формата подачи материала не существует. Для каждого зрителя лучший формат свой. Есть популярные, но автору они могут не подходить. Поэтому каждый пытается найти что-то свое, в чем ему будет комфортно творить, а зритель всегда найдется. Я также активно пробую что-то новое и до сих пор не уверен, что нашел свой формат. Да даже если бы и нашел, то зачем ограничивать себя?

Сообщество канала НаукаPRO составляет уже 193 тысячи подписчиков.  Этот научно-просветительский проект был создан группой энтузиастов: в нём участвуют учёные, научные журналисты и известные популяризаторы науки, которые рассказывают о своей деятельности и исследованиях. Вот что они рассказывают:

У нас командный проект. Проект, в котором говорят ученые с 2017 года. Решили делать канал по результатам общественного опроса. Людям нужен был неискаженный формат, не то, что крутят по телевизору. Они хотели знать, как работает наука, потому как мостик между наукой и людьми отсутствует. Если посадить 30 человек и выступить перед ними, эффект будет минимальный, но если записать и выложить видео, тогда стоит ожидать лучшего восприятия информации. Хочешь популяризировать науку? Ты должен критически мыслить, уметь общаться, быть аккуратным - и, конечно, целеустремленным. Каждое наше видео - это диалог между учеными и нами. Компетентный человек может рассказать о многом. Всё, что может и что хочет. Форматы меняются часто, отсюда и качество видоизменяется. Они претерпевали изменения даже за эти 3 года. Нужно успевать идти в ногу с преобразованиями, так как конкурентность очень высокая.

Канал «Dameoz» насчитывает 227 тысяч подписчиков, посвящён интересным фактам о нашем мире и различным топам. О себе автор рассказывает так: 

Изначально я просто хотел попробовать себя на ютубе. Сначала делал ролики про компьютерные игры, но потом понял, что такой формат мне самому не интересен. Решил сделать такое, что интересно было бы смотреть самому. Так и получился мой научпоп. Человек, который этим занимается, должен всесторонне интересоваться наукой, обладать критическим мышлением, хорошо понимать, какие источники информация заслуживают доверия, а какие - нет. И делать всё, чтобы объяснить сложные вещи простыми словами. Лично я очень много читаю научно-популярные журналы и книги. Отмечаю для себя темы, про которые хотел бы сделать ролики. А про подачу материала, на мой взгляд - лучше всего подавать материал в виде ролика, где с начала и до конца плавно раскрывается какая то тема. Мне самому нравятся такие. Но моя аудитория лучше воспринимает формат «10 интересных фактов».

В комментариях под научно-популярными видео ведутся активные обсуждения и споры. Это ли не показатель повышенного внимания и любопытства к фактам и исследованиям? Каждый черпает знания по-разному: кому-то вполне хватает учебных заведений, кто-то не может воспринимать информацию через гаджеты и читает энциклопедии. Научпоп-видео, как один из доступных способов получения знаний о мире и явлениях в нем, является сейчас одним из самых эффективных. Каждый сам может выбрать, что ему удобно. Главное - уметь отличать ответственных блогеров, которые с большим энтузиазмом подходят к делу, от безучастных и не проверяющих факты. Научные видео на YouTube - верные помощники в расширении кругозора для аудитории всех возрастов и социальных ролей. 

 

Текст: Регина Ержанова, Галя Анчугова, Настя Баранова, Ангелина Клейменова

Фото: Pixabay