ПРИШЛИТЕ СВОЮ НОВОСТЬ!
Лента новостей
Выбрать категорию:
27 марта
23 марта
22 марта
21 марта
20 марта
18 марта
15 марта
12 марта
11 марта
10 марта
09 марта
08 марта
07 марта
06 марта
05 марта
04 марта
03 марта
02 марта
01 марта
29 февраля
28 февраля
27 февраля
26 февраля
25 февраля
23 февраля
22 февраля
21 февраля
20 февраля
19 февраля
18 февраля
16 февраля
15 февраля
14 февраля
13 февраля
11 февраля
09 февраля
07 февраля
06 февраля
02 февраля
30 января
27 января
25 января
24 января
20 января
18 января
17 января
10 января
09 января
05 января
30 декабря
27 декабря
26 декабря
25 декабря
23 декабря
22 декабря
21 декабря
20 декабря
19 декабря
18 декабря
16 декабря
15 декабря
14 декабря
12 декабря

Санкт-Петербург: Интервью: от инженера до учителя физики

01 июня, 17:00

 

1 июня – Молодёжные новости. Никита Павлович Дзюба закончил университет и получил диплом по специальности инженер промышленной безопасности, но уже второй год работает учителем в школе. Любовь к детям и желание преподавать оказались в приоритете. Он рассказал о профессиональной переподготовке, творчестве на уроках физики и умении объяснять сложное простыми словами.

Расскажите подробнее об образовании: на какую специальность и где вы обучались?

Изначально я учился на инженера промышленной безопасности в СПбПУ (Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого).

Какой опыт работы с детьми у вас был до преподавания в школе?

До школы я работал репетитором и подумал: «А почему бы не попробовать учить не одного человека, а целую группу». Но для того, чтобы понять, смогу ли я успешно взаимодействовать с детским коллективом, нужна была практика. Поэтому я стал работать вожатым в детских лагерях. И у меня получилось.

Почему вы считаете, что у вас получилось?

Когда я приехал в лагерь во второй раз уже просто к своим знакомым, дети, которые в прошлом году были в моём отряде, узнали меня и подбежали обниматься. Это мой личный критерий успеха.

Почему было принято решение пойти работать в школу учителем физики: вас подтолкнула любовь к детям или желание преподавать?

Решение пойти работать в школу было принято и из любви к детям, и из желания преподавать. Но больше из желания преподавать. Было такое странное стремление – превзойти своих учителей физики. Мне казалось, что я смогу не повторить их ошибок и дать детям лучшее преподавание предмета.

У вас получилось достичь этого? Чем вы не похожи на своих учителей физики, в чем ваше главное преимущество?

Да, частично у меня получилось превзойти своих учителей. Я больше заинтересован в результатах своих учеников. Я с ними больше вожусь: занимаемся после уроков, на каникулах. Стараюсь подходить к ним лично и больше разговаривать.

Как проходила ваша профессиональная переподготовка? Пригодились ли в школе навыки вожатого?

Профессиональную переподготовку я проходил в одной московской образовательной организации в течение двух с половиной месяцев прямо в конце четвертого курса. И вместе с дипломом об основном образовании я сразу же получил диплом о профессиональной переподготовке. Пригодились ли в школе навыки вожатого? Да, конечно. Педагогический подход единый и в лагере, и в школе, соответственно, работает и там, и там.

 

Детский лагерь отдыха «Зелёный огонёк», празднование Нового 2021 года

Детский оздоровительный комплекс «Буревестник», летняя смена, 2021 год

 

В чем заключалась ваша профессиональная переподготовка? Какие навыки помогли вам удачно пройти обучение?

Профессиональная подготовка заключалась в просмотре видеолекций, чтении текстовых документов и последующей сдачи тестовых заданий. А что касается навыков – умение учиться.

Важно ли учителю физики иметь педагогическое образование для работы в школе?

Необязательно, поскольку уроки физики – это, в первую очередь, сообщение, передача предметных знаний. Соответственно, гораздо важнее физику знать свой собственный предмет.

Что нравится в профессии учителя больше всего?

Больше всего мне нравится детская отдача. У меня вся стена заклеена записочками от детей с признаниями в любви, благодарностями и всем подобным.

Та самая стенка с благодарностями от учеников

 

С какими трудностями в преподавании вы столкнулись: ожидание vs реальность?

Давным-давно я смотрел передачу…Не помню, на каком канале, но гостем студии был директор школы, и он сказал: «Знаете, в работе педагога самое сложное – это не ученики, а их родители». И да, собственно, я подтверждаю эти слова. Непонимающие образовательного процесса родители – самая большая трудность.

А ожиданий у меня от школы никаких и не было, потому что я знал, что объективное мнение о ней я смогу сформировать только когда приступлю к этой самой работе.

Есть ли место творчеству в вашей работе?

Да, в моей работе есть огромное пространство для творчества: организация урока, подача материала и так далее. Поскольку нет утвержденных единых методик, многие вещи приходиться придумывать самому, а это и есть творчество.

Можете ли вспомнить один из самых удачных своих уроков и что в его организации понравилось ученикам?

У меня было много удачных уроков, но первым пришел на ум следующий. Я одному слабенькому классу проводил урок введения в электричество, и поскольку класс слабый, то я решил сделать акцент не на задачах, а на истории развития электричества. И как оказалось, даже мне самому история развития физики оказалась интереснее, чем сама физика.

Из чего состоит ваш рабочий день?

Конкретно у меня рабочий день ненормированный. В том плане, что у меня нет никакого постоянства: все меняется от четверти к четверти, от урока к уроку. Единым остается только расписание на год, которое и то иногда меняется.

Удается ли прививать интерес к изучению наук у современных школьников? Расскажите про собственный подход к этому вопросу.

Да, я считаю, что у меня получается прививать интерес к изучению наук у современных школьников. Поскольку физика, в первую очередь, учит тому, что все относительно, в том числе относительно предыдущего педагога, который работал в моей школе до меня. Количество учеников, которые сдают физику у меня больше и сдают они ее лучше.

В школах часто проводятся олимпиады и конкурсы, в том числе по физике. Какая вовлеченность у ваших учеников в образовательные мероприятия подобного типа?

Осенью 2022 года четверо моих учеников прошли на районный тур олимпиады, дальше не получилось. Но я совсем не расстроился, поскольку если внимательно посмотреть на список тех, кто проходит в следующий этап, то это ученики топовых физмат лицеев, с которыми я и мои ученики просто не можем конкурировать в силу большого количества причин. А так конкурсы могут дать дополнительные баллы моим ученикам.

Физика — достаточно сложная наука. Расскажите, есть ли у вас особый метод объяснения сложного простыми словами?

Особого метода у меня нет, но поскольку физика – наука о процессах, которые происходят вокруг нас, а процесс, в свою очередь, это что-то, что находится в движении. То да, конечно же, рисунками на доске это передать гораздо сложнее, чем показать в виде анимации. Соответственно, под уроки я специально ищу в интернете анимацию и показываю ее ученикам. Как мне кажется, это упрощает понимание происходящего.

«Это был обычный урок. Всегда собираю телефоны. Сами дети себя пока не контролируют».

 

Есть ли зарубежные методы преподавания предмета, которые вы хотели бы внедрить в свою систему? Если да, то что останавливает вас действовать?

По правде говоря, в тех зарубежных видео-уроках по физике, которые мне удалось найти в Интернете, я увидел учителя скорее как аниматора, чем источник знаний и того, кто может облегчить их освоение. Поэтому здесь я, скорее, горжусь отечественной педагогикой.

Кому подходит эта профессия?

Эта профессия подходит в первую очередь тем, в ком есть сильный внутренний энтузиазм. По правде говоря, иногда складывается впечатление, что только на энтузиазме наша школа и держится. И когда я говорю «наша школа», то имею в виду нашу систему образования в общем.

Представим ситуацию: к вам подходит ученик и говорит, что в будущем хочет преподавать физику в школе. Что вы ему скажете?

Я учту всё, что знаю об этом ученике. Если будет безоговорочно понятно, что преподавание физики не для него, то постараюсь корректно отговорить. А если явных противопоказаний не будет, то я его благословлю, дам слова напутствия, помогу во всём, скажу, что и в будущем он сможет ко мне обращаться.

Чему важно научиться и от чего отказаться будущему преподавателю физики?

Важно научиться доносить сложные вещи простыми словами. А отказаться нужно от предубеждений.

Опишите себя как учителя.

Я строгий учитель друг.

Думали ли вы оставить школу и пойти работать инженером?

Нет, мысли оставить школу и пойти по специальности у меня не было.

Какой совет вы можете дать начинающим специалистам?

Ничто не совершенно. Нужно всегда стремиться к идеалу, в том числе в нашем образовании. Есть много что поменять, так что если у вас есть светлые идеи, то не бойтесь их реализовывать.

 

Текст: Анастасия Нечаева