ПРИШЛИТЕ СВОЮ НОВОСТЬ!
Лента новостей
Выбрать категорию:
10 декабря
16:22
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ДОБРА
09 декабря
08 декабря
07 декабря
06 декабря
05 декабря
04 декабря
03 декабря
02 декабря
01 декабря
30 ноября
29 ноября
28 ноября
ГОЛОСОВАНИЕ
Нужна ли астрономия в качестве школьного предмета?

Санкт-Петербург: Не все герои носят плащи

31 марта, 14:26


 

 

31 марта — Молодежные новости. Нужна ли миру правда? Где искать справедливость, и кто может рассказать миру о его изнаночной стороне? Существует множество ответственных профессий, которые созданы, чтобы бороться за истину и нести ее людям. Эта миссия часто выпадает на долю журналистики.

Журналисты бывают очень разными, хотя со временем сформировались устойчивые стереотипы. В глазах многих людей представители этой профессии перешли на другою сторону, отреклись от защиты общественных интересов ради выгоды и обеспечения собственной безопасности. Конечно, это не правда. Остаются журналисты репортеры, расследователи, которые посещают горячие точки, пишут разоблачающие материалы. Например, такой героический образ был создан в американском фильме Грегори Нава «Пограничный городок».

Чем важен этот фильм? Как проблемы жителей далекого мексиканского городка касаются жителей всего мира? Проблема, поднимаемая в фильме, стара и больна, как постоянно кровоточащая рана на теле общества. Насилие и безмолвие господствуют в городе Хуарес, где насилуют и убивают женщин-рабочих. Эти страшные человеческие пороки делают городок похожим на ад, как замечает одна из главных героинь. Действительно, проблема выражена в фильме очень четко: замалчивание зла придает ему еще больше сил. Вот почему миру нужны те, кто выводят его на свет. Сейчас подобное происходит в Гватемале. Чувство безнаказанности в их обществе привело к тому, по статистике там каждый день погибают 2 женщины, а за последние полгода произошло 630 убийств.

По сюжету фильма власти города Хуарес пытаются уничтожить местную газету Эль Соль, которая пишет о каждом убийстве девушки. Газета, очевидно, символизирует собой последнюю надежду на спасение и защиту страдающих женщин. Так, одна из героинь фильма, чудом спасшаяся от убийц, бежит в редакцию газеты в поисках укрытия. С этого момента она находится под защитой двух отважных журналистов: Альфонсо и Лорен. Именно этих двух персонажей не хватает миру! В фильме они практически идеальны: смелые, добрые, готовые идти до самого конца. Это как раз тот пример, когда журналист отказывается от карьеры, которую он так долго и тщательно строил, во имя высших целей. Почему они это делают? Почему решают разобраться со столь запущенной ситуацией и войти в самое пекло? Режиссер не дает однозначного ответа.

Газеты Альфонсо отбирают у него из рук, главный редактор Лорен в Чикаго отказывается публиковать ее разоблачительную статью, прогибаясь под американскими властями. Эти журналисты не просто хорошие люди, они настоящие герои и приключения у них опасные. В их действиях нет колебаний, они жертвуют собой, подбираясь все ближе к убийцам, чтобы разоблачить их. В традициях драматического жанра мужчину журналиста убивают прямо в офисе. Женщина репортер несколько раз оказывается почти задушенной убийцами, но все равно не отступается от своего. О чем это говорит? Режиссер романтизирует и идеализирует их образы. Они берут на себя ответственность за жизнь выжившей девушки. Конечно, их образы вызывают восхищение и заставляют переживать, болеть за их победу. Это несомненно приобщает зрителя.

Но может ли обычный журналист принимать эти образы как руководство к действию? В реальной жизни человеку данной профессии тяжело оставаться незаметным. Как только он копнет поглубже, мы можем услышать новость об убийстве очередного журналиста как раз в середине его расследования. Герои фильма идут напролом, не стараются быть гибкими. Их главный враг – пара убийц в городке, а от властей и других заинтересованных структур им легко удается скрыться. Хотя, все-таки Альфонсо «заказывают», и киллеры в самый неожиданный момент быстро его устраняют. Сколько таких случаев на практике? В 2017 году мальтийская журналистка Дафна Каруана Галиция была подорвана в своей машине как раз после того, как обвинила премьер-министра Мальты и его жену в финансовых махинациях. В Словакии был убит журналист Ян Куциак, раскрывший факты мошенничества в партии, заседавшей в словацком правительстве. Это не единственные случаи, такие сценарии повторяются регулярно. Именно поэтому я не соглашаюсь с режиссером и его видением того, как должен вести себя журналист-расследователь. Но это не значит, что правда должна быть скрыта. Она должна быть подкреплена фактами, цифрами, может быть даже фотографиями. Доказательства дают некую защиту журналисту, хотя и не абсолютную. Хитрость и гибкость, которые в данном фильме изображаются скорее, как недостатки, остаются лучшими друзьями журналиста. Такова моя позиция.

Однако, эти качества не исключают преданность своему делу. Если проявлять хитрость и гибкость, то в пользу расследованию. В фильме тема преданности обыгрывается постоянно. Режиссер явно уважает это качество героев. В частности, он противопоставляет их всему миру. Когда спасшаяся девушка говорит журналистке, что все всегда обещают, но никогда не выполняют, журналистка уверенно заявляет: «Я не похожа на всех». Именно потому, что журналистка Лорен преданна своему делу, она намерена закончить дело до конца. Я разделяю точку зрения режиссера и поддерживаю его видение журналиста таким уверенным в важности и исключительности своей профессии. Когда я говорю о преданности, я имею ввиду неподкупность, направленность на результат и бесстрашие перед длительной борьбой. Такими были журналисты в фильме. Такой была, например, известная и уважаемая журналистка и правозащитница Анна Политовская, про которую писали: «Неподкупная и остановить ее может только пуля».

Скажу честно – раньше я мало задумывалась о проблемах, поднимаемых в фильме. Думаю, большинство живет и не понимает, кто на самом деле сражается за правду. Что это за люди, какие они? Режиссер фильма поставил перед собой задачу не только осветить страшные события, происходившие в Мексике, но и создать с их помощью привлекательный образ журналиста расследователя. Не все посылы были восприняты мной одобрительно, но все же главная идея фильма убеждает в благородности журналистской профессии. Здесь стоит отметить, что речь идет скорее о тех журналистах, которые расследуют потенциально опасные для их карьеры и жизни дела. Хотя мне кажется, что силой обладает все журналистское сообщество, в том числе его рядовые участники. Будучи добросовестными, они способны менять общественное мнение, ежедневно рассказывая о действительно важных вещах.

 

Текст: Марго Соколова 

***
Информация предоставлена в рамках проекта «Медиа-волонтер», который стартовал по инициативе Комитета по печати и взаимодействию со средствами массовой информации в районах Санкт-Петербурга. Благодаря этому проекту представители Молодежной организации «МИР» активно участвуют в информационном освещении локальных городских событий. Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга.