ПРИШЛИТЕ СВОЮ НОВОСТЬ!
Лента новостей
Выбрать категорию:
28 апреля
26 апреля
14:00
ОБРАЗОВАНИЕ
25 апреля
24 апреля
23 апреля
21 апреля
19 апреля
17 апреля
16 апреля
15 апреля
14 апреля
12 апреля
10 апреля
09 апреля
08 апреля
07 апреля
03 апреля
02 апреля
01 апреля
31 марта
30 марта
15:00
КУЛЬТУРА
интервью
29 марта
28 марта
27 марта
23 марта
22 марта
21 марта
20 марта
18 марта
15 марта
12 марта
11 марта
10 марта
09 марта
08 марта
07 марта
06 марта
05 марта
04 марта
03 марта
02 марта
01 марта
29 февраля
28 февраля
27 февраля
26 февраля
25 февраля
23 февраля
22 февраля
21 февраля
20 февраля
19 февраля
18 февраля
16 февраля
15 февраля
14 февраля
13 февраля
11 февраля
09 февраля
07 февраля
06 февраля
02 февраля
30 января
27 января
25 января
24 января

Кировская область: Вызовы профессии: интервью с пожарным

21 ноября, 17:00

Ярослав Власов (второй слева) с коллегами, архивное фото

21 ноября – Молодежные новости. Ярослав Власов – старший пожарный Первой пожарно-спасательной части города Киров. За 6 лет службы он вместе с коллегами спас тысячи жизней. Мы поговорили с Ярославом о том, как люди его профессии переживают самые сложные вызовы, что движет ими, когда они идут в огонь, и чему можно научиться, каждую смену рискуя собой.

Как пришли к профессии пожарного, с чего всё началось?

Мои хорошие знакомые работают пожарными. Плюс привлек удобный график – работаешь сутки через трое. Мы рано выходим на пенсию, что позволит еще где-нибудь поработать в будущем. Хорошие льготы. Государство более-менее помогает.

Вы помните свой первый выезд?

Первый выезд на пожар я, может быть, и не вспомню даже, потому что их было очень много.

В таком случае, помните ли свои чувства на вызовах, когда только начинали работать?

Да, по началу я волновался. Понятное дело, вы едете с сиреной и проблесковыми маяками. Обгоняете пробки по встречной полосе, пересекаете двойную сплошную и все вас пропускают. А ты знаешь, что там пожар. Первое время это сопровождалось сильным адреналином. Но страха не было, было интересно и волнительно.

Что происходит после того, как поступает вызов?

Когда человек звонит 01 или 112 звонок направляют центральному диспетчеру, он обрабатывает информацию и смотрит по району выезда, какую часть и какие силы и средства надо направить. Далее, если наших сил оказывается достаточно, то в нашей части начинает греметь тревога, загорается табло с извещением о том, какие отделения (пожарные автомобили) едут. Иногда мы ударяем в старинный колокол, который висит в нашей части, чтобы всех собрать. Затем, как можно скорее, надеваем боевую одежду, а диспетчер сообщает данные по происшествию, и мы выдвигаемся.

Бывают ситуации, которые шокируют вас?

Бывают. Когда мы сталкиваемся с жертвами пожара, например. Нам приходится это просто принять. Уже ничего не сделать. Ты просто держишь эти чувства внутри. Но большинство пожарных помнят каждого погибшего. Ситуации скорее не шокируют, они просто запоминаются.

Вы помните, как впервые увидели жертву пожара?

Конечно. Меня как-то попросил товарищ его заменить, и я вышел на сутки вместо него. Вызов поступил из загорода. Горел дом. Когда мы приехали на место, то увидели, что горит уже второй этаж. Мы надели маски, которые подключены к аппарату с баллонами с сжатым воздухом. Начальник нашего караула дал команду второму отделению отключить электроэнергию от дома. Но так получилось, что второе отделение долго не могло справиться. В это время мы – первое отделение, попробовали попасть в дом через входную дверь. Как только мы попытались ее открыть изнутри, вырывалось пламя. Приходилось потихоньку открывать, тушить его и заходить. Но на тот момент нам еще не сказали, что кто-то может быть в доме. Начальник караула пошел на разведку, а я остался со старшим пожарным, и мы стали пробираться дальше.

Я четко помню, как меня первый раз ударило током на том пожаре. Было темно, мы пробирались вдоль стен на ощупь, и я не заметил оголённых проводов. Помню, стал ругаться тогда на второе отделение, кричал им, чтобы они скорее отрубали электричество.

Мы с парнем дошли до высокой узкой лестницы. Там уже не было огня, лишь непроглядный дым. Настолько, что в 10 сантиметрах уже ничего не видно. На второй этаж не зайти. Даже в боевой одежде жар был невыносим. Мы долго преодолевали лестницу. Тушили, чтобы снизить температуру. Затем стали обследовать второй этаж. Прямо по коридору была комната, в ней диван. Я подошел к нему, стал ощупывать и наткнулся рукой на человека, который забился в угол и там задохнулся.

Как вы справляетесь с такими случаями?

Когда что-то такое происходит, мы стараемся другу друга максимально поддерживать внутри коллектива. Обычно мы всегда готовим молодых, только пришедших на службу к тому, с чем можно столкнуться. Рассказываем им, что может произойти и как принять это. Чтобы человек не замкнулся в себе, если, например, увидит пострадавшего, обгоревшего человека, или погибшего.

После сложных вызовов мы часто собираемся вместе, делимся своими переживаниями, и на этом фоне становится легче.

Ярослав Власова (слева) с коллегой, архивное фото

Что ещё нужно, чтобы стать идеальным пожарным?

Можно, конечно, сказать, что настоящий пожарный должен быть смелым, но, когда человек идет, например, в огонь, это, если честно, не смелость, а глупость. Это очень опасно. Но ты понимаешь, что надо спасти людей и что, в отличие от других, можешь это сделать. Ты к этому готовился, тебя учили, их – нет. В таких ситуациях тобой движет чувство долга перед человеком, что ты можешь его спасти, или хотя бы попытаться.

Помню один из крупных пожаров, на 11 этаже. В квартиру зайти наши ребята не могли, и пришлось ставить автолестницу. Пострадавший прятался от огня на балконе. Решили, что полезу я, так как моложе и шустрее своих более опытных коллег. Люди часто говорили мне, мол, я бы в жизни туда не полез. 11 этажей это …высоко. На самом верху, если взглянуть вниз, земли совсем не видно. Самое тяжелое было перелезть с лестницы на балкон, потому что там был небольшой разрыв. Но когда я оказался на балконе, на твердом покрытии, все забылось и мысли сразу же занял пожар. Мне пришлось справляться с ним в одиночку, дверь так и не получилось открыть. И сколько у меня было тогда воздуха в баллоне, столько я его и тушил. Поливал водой пол, стены и потолок, а оттуда на меня капал кипяток.

А было ли такое, что вы выходили из дома с мыслью, что не вернётесь?

Скорее нет, чем, да. Может быть, по началу было такое, когда начинал служить. Перед сном, возможно, мог начать себя накручивать и появлялось какое-то переживание. Но прямо таких мыслей не было, лично у меня. Может быть, кто-то более сентиментальный, чем я.

За 6 лет службы, что вы вынесли из работы для себя, чему она вас научила?

Главное – перед тем, как что-то сказать, надо сначала подумать. Потому что ты работаешь в коллективе. Мы друг друга поддерживаем, замещаем, часто помогаем, работаем слаженно. Очень важно никого не обидеть ни словом, ни делом.

Еще один важный урок – доделывать дела до конца. Не бросать на полпути. Например, ты плохо потушил, где-то что-то еще дымилось, но тебе показалось, что угрозы уже нет.

Но через 2-3 часа, скорее всего, придется снова выезжать на это же место и начинать сначала. Такое бывало, где-то недоглядел, не увидел дымок между бревнами.  

Еще к смерти спокойнее стал относиться. На работе много чего видел, разное бывало. Закаляешься, деваться некуда.

 

Текст: Варвара Долгошеева

Фото взяты из личного архива Ярослава Власова