ПРИШЛИТЕ СВОЮ НОВОСТЬ!
Лента новостей
Выбрать категорию:
21 апреля
19 апреля
17 апреля
16 апреля
15 апреля
14 апреля
12 апреля
10 апреля
09 апреля
08 апреля
07 апреля
03 апреля
02 апреля
01 апреля
31 марта
30 марта
15:00
КУЛЬТУРА
интервью
29 марта
28 марта
27 марта
23 марта
22 марта
21 марта
20 марта
18 марта
15 марта
12 марта
11 марта
10 марта
09 марта
08 марта
07 марта
06 марта
05 марта
04 марта
03 марта
02 марта
01 марта
29 февраля
28 февраля
27 февраля
26 февраля
25 февраля
23 февраля
22 февраля
21 февраля
20 февраля
19 февраля
18 февраля
16 февраля
15 февраля
14 февраля
13 февраля
11 февраля
09 февраля
07 февраля
06 февраля
02 февраля
30 января
27 января
25 января
24 января
20 января
18 января

Санкт-Петербург: Ген творчества: интервью с мастером кукольных дел

17 января, 15:00


Наталья Ерошенко, художник по созданию авторских декоративных кукол

17 января – Молодёжные новости. Если для вас куклы по-прежнему ассоциируются с детскими игрушками – значит вы ничего не знаете о существовании прекрасного и волшебного мира художественной куклы. 

Российскому кукольному искусству не так много лет, но сегодня именно в нашей стране существует крупнейшее сообщество художников-кукольников. Автор современной авторской куклы –  и скульптор, и дизайнер костюма, и сказочник. Созданные их руками персонажи предназначена не для детских игр, а для выставок и музеев. Мастера создают фантастические детализированные образы, одевают своих кукл в сложные и тщательно подобранные костюмы и дарят им характер, душу, историю.

Наталья Ерошенко – художница по созданию авторских декоративных кукол. Является членом Творческого союза художников России, Творческого Союза художников декоративно-прикладного искусства в секции «Авторская художественная кукла», а также входит в Международное объединение Авторов кукол. Наталья совершенствовала свою технику под руководством разных мастеров, в том числе из художественной школы в Новомосковске и Школы Кукольного Дизайна в Москве. Самостоятельно художница начала преподавать в 2013 году. 

Наталья рассказала, почему при большом желании каждый может стать настоящим кукольником и сколько времени потребуется на поиск собственного стиля. 

Почему в творчестве вы выбрали именно создание кукол? Истоки идут из детства?

К куклам я пришла в 2002 году, когда родила первого сына. Вышла замуж, переехала из Тульской области в Москву. Когда ребенку было 8 месяцев, сестра с мамой решили дать мне отдохнуть и купили обучение в Школе Кукольного Дизайна – первой в России, на тот момент. Основательница и руководительница школы – Светлана Воскресенская. Кукольное искусство я стала изучать под её началом. Сейчас куклы официально относятся к виду искусства, но когда я начинала – этого не было.

В детстве я училась в художественной школе, шила много одежды для кукол, но и близко не могла предположить, что это будет делом моей жизни. 


Автор – Наталья Ерошенко

Сколько лет вы уже занимаетесь изготовлением кукол ручной работы? Сколько кукол создали за это время и есть ли среди них самая любимая?

Получается, куклами я занимаюсь уже 22-й год. Я как-то пыталась посчитать сколько мной было создано работ за весь этот период, но не смогла. Некоторых кукол я даже не фотографировала. Можно сказать, от них остались только воспоминания. Могу предположить, что их было около трехсот. Конечно, есть и любимые работы, но я не буду обижать остальных, потому как считаю их одушевленными созданиями. Однако могу сказать, что в моих руках была абсолютно волшебная кукла по имени Таня. 

Когда я была в начале своего пути, мне по телефону позвонила женщина – куратор одного из детских домов города N. Она сказала, что я её последняя надежда, так как все остальные кукольники – которых на тот момент было не так много в стране – отказались помочь. И женщина рассказала следующую историю. В детском доме маленького провинциального городка, где находились воспитанники в возрасте от 4 до 18 лет, есть необычная кукла по имени Таня, которую необходимо восстановить. Дети считали, если кому-то из них удастся проспать с куклой подряд две недели, то ребенка заберут домой. 

Тогда перед Новым годом в детский дом попал 10-летний мальчик по имени Вова. Его родители попали в автокатастрофу. Дети рассказали мальчику про Таню. Как и все остальные, он захотел, чтобы его забрали домой. Чтобы это произошло наверняка, Вова стал закапывать куклу на улице днём, а на ночь снова откапывать. Таню отобрали у мальчика на середине цикла. 

Это была старая ГДРовская виниловая кукла. Ей было около 20 лет. Внешний вид был испорчен. И конечно, отдавать её обратно детям в таком состоянии было недопустимо. И тут важно сказать, в России на тот момент никто не занимался виниловыми куклами, а значит никто понятия не имел, как и что с ними делать.

Женщина привезла мне куклу. Я пришла домой, достала ее из пакета и начала плакать, держа это чудо в руках. От нее шла такая сильная энергия. Тело было собрано из кусочков: детские колготки, заплатки от байковых рубашек, ниточки – видимо как рвали, так и подшивали. 

Я очень боялась сделать что-то, что помешает ей помогать детям, поэтому все до ниточки собрала обратно в тело. Достала ей реснички, вытащила и отмыла волосы, сшила тело, одела и отвезла. 7 марта мне позвонила куратор и сказала, что кукла работает! Мальчика забрали, хотя раньше это не получалось ни у кого, кроме малышей.

Это очень трогательная история. А кто научил вас обращаться с куклами бережно, как с одушевленными созданиями? У каких мастеров вы обучались? 

Моей первой учительницей была Ольга Тамойкина. Очень люблю её, благодарна ей за всю свою жизнь. Она очень многому меня научила.


Автор – Наталья Ерошенко

Какие навыки необходимы человеку для того, чтобы стать кукольником?

В принципе, любой человек может им быть, если ему хватит на это терпения. Но я считаю, чтобы быть кукольником, в душе должна жить какая-то сказка, история, которую ты хочешь рассказать и показать другим.

Расскажите поэтапно о процессе создания кукол. Сколько времени уходит на одного персонажа?

На изготовление одной куклы уходит от двух недель (при условии 7-8 часов работы в день) до нескольких месяцев. Все зависит от размера куклы и сложности костюма. Сначала это образ, затем подбор материалов, лепка, сушка, шлифовка, роспись, тело, одежда, обувь, прическа, аксессуары, подставка и даже коробка. Все это занимает очень много времени. Сшить платье или обувь на куклу в ее масштабе это большой труд. 

Думали ли вы о том, чтобы создавать театральных кукол? 

Театральной куклой я не занималась, там много особенностей. Они, как правило, подвижны. Может когда-нибудь..

Опишите свой стиль. Что отличает ваших кукол от работ других мастеров? 

Я универсал. Создаю разных: от портретных до игровых. Особенность есть – большие глаза. Я редко делаю кукол в пропорциях человека, мне нравится всё изменять: побольше голову, поменьше руки, ноги. Люблю создавать сказочных персонажей, всё доброе и волшебное, а также то, чего не может быть. Например, любовь Дульсинеи и Дон Кихота. 


Автор – Наталья Ерошенко

Откуда вы черпаете вдохновение, как рождаются идеи? 

Главное поймать вдохновение и не упустить музу: успеть зарисовать или записать фразой, стихотворением. Это может быть сказка или даже запчасть от машины, болтик, кусочек ткани, пуговица!

Не могу не спросить о цене. За сколько приобрели ваше самое дорогое изделие?

Моя кукла на выставке «Топ Лайн» в 2011 году была продана за 80 тыс. рублей. На тот момент это было очень много. Сейчас средняя цена на куклу от 15 до 50 тыс. рублей, но есть и дороже. А вообще, существуют куклы стоимостью до 2 млн. рублей. Поэтому куклы – это еще и вложение денег. 


Автор – Наталья Ерошенко

Существует мнение, что куклы – это всегда что-то для детей. Что вы об этом думаете? 

Есть много взрослых людей, которые коллекционируют куклы. Они покупают их для радости. Если вы придете на выставку, вас остановит далеко не каждая кукла. Вас остановит знакомая улыбка или воспоминание.Сейчас кукла воспринимается как картина, только трехмерная. Как скульптура, только в ткани. 

Испытывали ли вы эффект зловещей долины при создании кукол? (прим.: «эффект зловещей долины» – явление, когда робот или другой объект, выглядящий или действующий примерно как человек, вызывает неприязнь и отвращение у людей-наблюдателей).

По отношению к моим куклам я не видела эффекта зловещей долины и сама не испытывала. Может потому, что много знаю про кукол вообще. Ведь кукла издавна была помощницей.


Автор – Наталья Ерошенко

Что дает вам это увлечение? Почему вы этим занимаетесь?

Я с гордостью могу сказать, что когда вышла энциклопедия «Куклы от древности до современности» под эгидой ЮНЕСКО и театра кукол имени С. В. Образцова, они внесли туда меня и мои работы как действующего художника. Поэтому куклы – это ещё и вложение денег. Хотя этот вид искусства очень молодой, но он точно закрепится на века.

Куклы мои живут по всему миру. Я никогда не делаю их в плохом настроении, состоянии. Уверена они несут только добро. Куклы уже давно перестали быть просто увлечением, это – моя жизнь. Мне нравится создавать вещи своими руками. Мне нравится, что мои куклы несут радость другим людям. И я счастлива, что имею возможность заниматься этим делом!

 

Текст: Надежда Скворцова
Фото: Наталья Ерошенко