ПРИШЛИТЕ СВОЮ НОВОСТЬ!
Лента новостей
Выбрать категорию:
09 ноября
02 ноября
30 октября
26 октября
23 октября
19 октября
18 октября
13 октября
12 октября
05 октября
03 октября
02 октября
29 сентября
28 сентября
21 сентября
14 сентября
13 сентября
12 сентября
11 сентября
10 сентября
08 сентября
31 августа
28 августа
24 августа
21 августа
20 августа
17 августа
14 августа
13:24
КУЛЬТУРА
13:22
КУЛЬТУРА
статья
10 августа
05 августа
03 августа
22 июля
21 июля
20 июля
17 июля
12:00
МЕДИА
статья
15 июля
05 июля
29 июня
23 июня
22 июня
21 июня
18 июня
16 июня
15 июня
08 июня
07 июня
02 июня
25 мая
18 мая
14 мая
11 мая
27 апреля
25 апреля
27 марта
17 марта
13 марта
10 марта
02 марта
13:55
ОБЩЕСТВО
статья
01 марта
28 февраля
15:00
ОБЩЕСТВО
статья

ТИХАЯ ЖИЗНЬ ВЕЩЕЙ: натюрморты и матрёшки встретились в одном пространстве Петербурга

12 ноября, 16:17
Открытие выставки
Гостей встречали в русских традициях - с хлебом-солью.
директор фонда «Общество поощрения художеств» Людмила Ермолина: «Художник стремится очистить предмет от всего наносного и дойти до сердцевины красоты».
Коллекционер и искусствовед Яна Козлова представила часть своей уникальной коллекции

В «Обществе поощрения художеств» открылись сразу две выставки, которые словно разговаривают друг с другом – «Тихая жизнь вещей» и «Принцип матрёшки». Здесь можно увидеть, как бытовой предмет превращается в философский образ, а знакомая с детства матрёшка вдруг становится метафорой многослойного мира и внутренней глубины.

Такие разные и такие похожие, выставки удивительным образом перекликаются между собой. Создают особый диалог между народным искусством и академической традицией, между бытовым предметом и художественным образом.

 

Тихая жизнь вещей

 

В большом зале — два века живописи, почти двести натюрмортов из частных коллекций, которые десятилетиями хранились вдали от музейной суеты. Картины ленинградских мастеров середины XX века до сих пор редко можно увидеть: их писали не для выставок, а для себя, для дома, для внутреннего разговора с миром.

Эта выставка — как возможность замедлиться. Натюрморты здесь не просто «мёртвая природа»: яблоко, цветы, стакан с водой, — всё живое, наполненное светом и дыханием. Ленинградская школа живописи, выросшая из традиций Академии художеств, всегда отличалась искренностью и вниманием к простым вещам. Художники этого круга — ученики Репина и их последователи — говорили языком света и цвета, открывая в повседневном особую поэзию.

 

Анна Корнильева, доцент кафедры Академии Штиглица, отмечает:

«Картины из этой коллекции камерные, душевные, честные. Даже в маленьком натюрморте художник раскрывает целый мир. Это живопись без позы и без лишних слов».

Особое место в экспозиции занимает коллекция Аркадия Субботина — инженера Балтийского завода, собиравшего картины ленинградских художников с 1960-х годов. Он был другом многих из них, и его собрание стало почти личным дневником эпохи. Эти работы никогда не выставлялись, и теперь впервые можно увидеть, как в них оживает дух времени — тихий, внимательный, человеческий.

На выставке представлены работы Майи Копытцевой, Льва Русова, Лидии Миловой, Сильвии Кофман, Юрия Хухрова, Елены Скуинь, Веры Назиной и других художников. Их сюжеты просты: яблоки, чайник, букет, игрушка. Но за простотой — глубокое размышление о свете, времени и человеке.

Как говорит директор фонда «Общество поощрения художеств» Людмила Ермолина:

«Художник не просто пишет вазу или яблоко. Он пишет суть яблока, его “яблочность”. Стремится очистить предмет от всего наносного и дойти до сердцевины красоты».

 

Принцип матрёшки

 

Во второй части выставочного пространства — другая тишина. Вместо полотен — деревянные фигуры, роспись, линии, улыбки. «Принцип матрёшки» — это не о сувенирах, а о смыслах, спрятанных в дереве.

Коллекционер и искусствовед Яна Козлова представила часть своей уникальной коллекции — более ста экземпляров матрёшек из разных регионов России. Многие из них показываются впервые. Среди экспонатов — редчайшие экземпляры: старинные сергиево-посадские, строгие семёновские, солнечные полхов-майданские, изысканные абрамцевские. Есть и настоящие диковины: механическая московская матрёшка, способная двигаться, и складное пасхальное яйцо — предшественник привычной нам игрушки.

«Россия сама — как большая, сложная, многослойная матрёшка, — говорит Людмила Ермолина. — В её истории есть всё: византийская глубина, монгольская стойкость, европейский лоск, советский масштаб. Но если пройти через все эти слои, внутри останется одно — неделимое сердце, душа».

 

Матрёшка, как и натюрморт, — это способ понять жизнь через предмет. Разбирая её, ты словно читаешь книгу: каждая фигурка — новая глава. Внутри — всё, что важно: дом, память, женщина-мать, урожай, свет.

В экспозиции можно увидеть и современные авторские работы — яркие, живые, выполненные мастерами из Сергиева Посада, Семёнова, Вятки. Есть и тематические матрёшки: например, космонавт из наукограда Дубна, внутри которого спрятаны Белка, Стрелка и Лайка. Каждая фигурка — со своим лицом, своим характером, своим настроением.

«Матрешки — живые вещи, — говорит Яна Козлова. — Их не рисовали для витрин. Они жили в руках, в домах, в семьях. Поэтому старые экземпляры исчезают. Но когда смотришь на них, чувствуешь — они хранят нечто настоящее».

В отличие от других центров матрёшечного промысла Петербург не имеет собственной школы, что не помешало появлению удивительных мастеров. Авторский характер петербургской матрёшки нашел воплощение в работах таких мастеров, как Татьяна Олейникова и Екатерина Воронина. Их творения поражают высоким уровнем исполнения и изысканностью деталей.

Каждая из представленных матрешек — со своим лицом, своим характером и своей историей. Но объединяет их одно — принцип вложения. Это архетип нашего бытия: единство в многообразии.

«Важно, что на выставке  много старых матрешек. За ними сейчас идет настоящая охота на рынке. Но с каждым днем выбор все меньше и меньше. Вещи исчезают. В первую очередь потому, что деревянная игрушка — предмет активного бытования, — отмечает искусствовед и коллекционер Яна Козлова. —  Матрешек не рисовали для выставок, их не рисовали для витрин. Это всё живые вещи. Но в быту они, конечно, погибают».

На сегодняшний момент даже музеи не могут похвастаться значимыми коллекциями русской матрешки. Истинные сокровища хранятся в частных собраниях. Выставка даёт возможность познакомиться с одним из лучших из них.

 

Искусство видеть сердцевину

 

Обе выставки — две стороны одного взгляда. Натюрморт учит видеть глубину в тишине, матрёшка — искать суть в слоях. Они разговаривают друг с другом языком форм и фактур, цвета и света, но смысл у них общий: умение смотреть не глазами, а вниманием.

Проект открыт для посещения в «Обществе поощрения художеств» до 20 января 2026 года. Это пространство для тех, кто устал от шума и хочет просто послушать, как дышат вещи.

 

Жанна Данкиди

Фото: Валерия Азарочкина