Санкт-Петербург: Современным детям нужны волшебные сказки
Народные и авторские, современные и классические, волшебные и бытовые – такие разные детские сказки. По опросу Холдинга МТС Медиа и книжного сервиса Строки оказалось, что самыми любимыми у детей остаются русские традиционные сказки, которые передавались в семье из поколения в поколение. Мы же разберемся подробнее, почему сказочный жанр продолжает жить спустя века, как написать свою сказку и выбрать подходящую историю для ребенка.
История и терминология
Сказка – фольклорный жанр, относится к устному народному творчеству. Ноги сказки растут из мифа. Например, раньше люди не могли объяснить, почему солнце каждый день движется с востока на запад. Поэтому египтяне придумали колесницу, которая катает бога Ра туда-сюда. Сознание менялось, мифическое объяснение мира перестало удовлетворять людей. Вот тогда, можно сказать, и появились сказки. Это те же мифы, но в которые человек больше не верит.
Сказка – эпический жанр, в центре сюжета лежат поступки героев. Часто этот сюжет связан с тем, что условные Иван-дурак или Иван-царевич вынужденно, но немотивированно покидают дом. Зачем в сказке «Морозко» отец отвозит свою дочь зимой в лес на верную смерть? Эта немотивированность и показывает мифологическую природу сказки. Где в мифе жестокий, но понятный обряд инициации, то в сказке неясный сюжетный ход.
Как так получилось, что сказки считаются преимущественно детским жанром?
«Как говорил один из моих преподавателей: “Дети — маленькие язычники”. В том плане, что они легко и естественно воспринимают слово. Например, простые стихи раньше сопровождали ритуалы. Рифма усиливала воздействие. И дети, даже не вполне понимая смысл слов, чувствуют эту силу», – пояснил Павел Загребин, филолог.
Реальность всегда влияет на литературу. Например, в Советский период многие писатели уходили в детские жанры, чтобы прокормить себя. Их «взрослые» произведения не печатали. Другая цель – высказаться, но так, чтобы цензура не заметила. «Дракон» Шварца, например, рассказывает о тоталитаризме, а «Золотой ключик» можно прочитать, как аллюзию на театральную жизнь Москвы 20-х и 30-х годов прошлого века. Как говорила Фаина Раневская: Буратино – это Горький, Мальвина – жена Блока, Любовь Менделеева, а сам Блок выведен как Пьеро. В сказке есть злодей Карабас-Барабас, директор кукольного театра, так вот это – Мейерхольд». То есть, реальность подкидывает сюжеты для сочинителей.
Чем сказки современных авторов отличаются от нестареющей классики?
«От фольклорного жанра в современных сказках осталось мало, но опора на канон все равно есть. Если сказать еще пару слов о современной сказке, то вспомню “Бракованных принцесс королевства Фьенс” Даши Чекаловой. Это сказочная история о принятии, инклюзии, о том, что есть люди, которые отличаются, но это не делает их хуже остальных. Сведу к формуле: инициация сменилась инклюзией», – Павел Загребин.
Для хорошей сказки нужно иметь яркую фантазию, доброе сердце и знать структуру жанра
Если кратко, то любая история состоит из завязки, развития действия, кульминации и развязки. Характерной особенностью сказок являются «точка входа» и «точка выхода». Что такое точка входа? Это то, что мы пишем в самом начале сказочной истории, например, «Жили-были дед и баба…», «Всякое дело в мире творится, про всякое в сказке говорится…», «В некотором царстве, в некотором государстве…» Точка выхода – это то, что сочинители сказок пишут в конце, то есть после развязки: «И жили они долго и счастливо», «Вот тебе сказка, а мне кринка масла» и т.д.
В сказках авторы часто упоминают такие числа, как три, семь… Вспомните «Три поросенка», «Три медведя», «Три богатыря», «Три лентяя» и др. Магические числа – тоже характерная сказочная черта.
А еще в сказках нет полутонов: добряки добры, злыдни злы. И добро обязательно победит зло.
У детей разного возраста пожелания различаются, что тоже необходимо учитывать. Дети до 5 лет чаще просят читать сказки и истории про дружбу. Они хотят видеть главными героями сказочных существ, волшебных персонажей или зверей. При этом, дети от 6 лет предпочитают истории про приключения, в которых главный герой – человек без магических способностей.
«Сказка – ложь, да в ней намек»: как донести мораль через сказку так, чтобы детям было понятно, но это не выглядело топорно и слишком прямолинейно?
«Одно из правил – не стоит завершать сказку какими-либо выводами поучительного характера. Пусть ребенок сам додумает и поймет тайный смысл, который заложен в сказке. Возможно, это понимание придет не сразу, но точно придет. Некоторые дети готовы слушать одну и ту же историю по несколько раз. Они выбирают эту сказку не только из-за полюбившихся им героев. Зная сюжет, они концентрируются на деталях, учатся думать и анализировать, сравнивают сказки с реальностью», – поделилась Татьяна Маркинова, автор книги и социального проекта «Сказки для и про особенных детей».
Любимые детские сказки
МТС Медиа и книжный сервис Строки спросили у родителей детей до 9 лет о том, какие книжки хотят читать и слушать дети. Наиболее востребованными оказались сказки: русские народные и традиционные, такие как «Терем-теремок» и «Колобок», их предпочитают 79% респондентов.
Сказки народов мира (Например, «Красную шапочку» и «Золушку») для своих детей выбирают 69% опрошенных. Советские же менее популярны. Так, «Незнайку на луне» выбирают только 50%. Классические зарубежные сказки, «Алису в стране чудес» и «Дюймовочку», упомянули 34% опрошенных родителей. Только 28% родителям читают детям современные сказочные истории.
Читали ли вы своему ребенку какие-то современные сказки?
«Да самой было интересно, хотелось что-то новенькое. «Человеткин» Джулии Дональдсон и многие другие ее книжки. «Рождественская каша» Свен Нурдквист, «Маленькая Баба-Яга» Отфрид Пройслер», – поделилась Юлия Бодрова, опытная мама.
Читают или включают сказки на ночь 88% опрошенных. 36% родителей читают каждый раз разную сказку, 9% – всегда одну и ту же, 55% периодически меняют историю. А 42% родителей сами придумывают сказки и рассказывают детям.
Текст: Зураб Хараишвили, Надежда Скворцова
Фото: фотосток freepik