ПРИШЛИТЕ СВОЮ НОВОСТЬ!
Лента новостей
Выбрать категорию:
15 декабря
14 декабря
13 декабря
12 декабря
11 декабря
10 декабря
16:22
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ДОБРА
09 декабря
08 декабря
07 декабря
06 декабря
05 декабря
04 декабря
03 декабря
02 декабря
01 декабря
30 ноября
29 ноября
ГОЛОСОВАНИЕ
Нужна ли астрономия в качестве школьного предмета?

Санкт-Петербург: «Послание к человеку»: гид по XXIX Международному кинофестивалю

14 сентября, 12:15

14 сентября - Молодежные новости. 14 сентября в Петербурге стартует XXIX международный кинофестиваль «Послание к человеку». В программе – документальные, игровые, анимационные, экспериментальные фильмы, картины дебютантов и триумфаторов крупнейших мировых фестивалей. В течение 8 дней на нескольких площадках города покажут 70 конкурсных фильмов, снятых режиссерами со всего мира, пройдут десятки спецпоказов, творческих встреч и мастер-классов. 

Церемония открытия пройдет на Дворцовой площади, где соберутся почетные гости фестиваля. Среди них - один из ведущих немецких актеров Удо Кир, японский режиссер-документалист Кадзуо Хара и председатель жюри Международного конкурса, актриса Йоханна тер Стехе. После официальной церемонии состоится российская премьера фильма «Диего Марадона» режиссера Азифа Кападиа. Все, кто в этот вечер соберутся на Дворцовой, смогут посмотреть фильм на экране площадью более ста квадратных метров. Публичные показы на главной площади города за последние годы стали своеобразной традицией фестиваля, а сам кинофорум – площадкой, объединяющей режиссеров самых разных направлений, жанров и стилей.

Уникальные показы, возможно, единственные в России, пройдут в рамках конкурсной программы, состоящей из 6 блоков (полнометражные документальные фильмы, короткометражные документальные фильмы, короткометражные игровые фильмы, анимационные фильмы, конкурс экспериментальных фильмов In Silico и национальный конкурс документальных фильмов). В программе заявлено несколько ярких и многообещающих дебютов: «Медовая страна» (Любомир Стефонов, Тамара Котевска; Македония), «Зоряна Хоробрая» (Элита Клявиня; Латвия), «Ночью все кошки серы» (Лассе Линдер; Швейцария). Зрители увидят работы и тех режиссеров, кто принимает участие в фестивале уже не в первый раз. Так, в международном конкурсе Россию представляет фильм Насти Коркия «Я счастлива», снятый совместно с его главной героиней Милой Некрасовой.

Режиссеры международного и национального конкурсов снимают кино о современности, о существующих в их странах социокультурных и политических проблемах, рассказывая истории конкретных людей. Пестрая география фестиваля даст возможность зрителям увидеть и ощутить многообразие жизни и ее воплощений на киноэкране.

Одну из самых интересных программ, как всегда, предлагает конкурс экспериментальных фильмов In Silico. Поэтические и видео-эссе, коллажи («Фрагменты»), видео-перформансы и даже «тканевый фильм» («Текстильм 10 «Мечтательность») – такое разнообразие новых «жанров» подчеркивает самодостаточность авторского эксперимента и принципиальную направленность фильма на зрителя. Режиссеры экспериментируют с природой киноизображения (цифрового или аналогового), исследуют феномен пост-правды и влияние новых медиа на восприятие человека, реконструируют или создают заново историю из обрывков архивных материалов («Две казни маршала») или кинокадров («Товарищ женщина»).

Помимо 6 конкурсов, гостей фестиваля ждет 9 специальных программ. Самые значительные фильмы прошедшего года, обладатели призов международных фестивалей (Берлина, Канн, Венеции) будут показаны в рамках программы «Кино сверхреальности», куратором которой, как и в предыдущие годы, стал кинокритик Андрей Плахов. Сюда вошли 10 картин, 5 из них будут показаны в России впервые. Фильм «Раскрашенная птица» (реж. Вацлав Мархул), пожалуй, самую ожидаемую премьеру фестиваля, представит немецкий актер Удо Кир. Также петербуржцы увидят несколько фильмов каннского конкурса – «Невидимую жизнь» Карима Айнуза, «Изаините, мы вас не застали» Кена Лоуча, «Озеро диких гусей» Дяо Инаня, «Свистунов» Корнелиу Порумбою.

В центре программы «Панорама.doc», традиционно предлагающей зрителям самые громкие документальные картины года, - проблема цифровизации общества и цифрового гражданства («В поисках Евы» Пии Хелленталь, «Настоящее. Совершенное» Чжу Шэнцзэ). Режиссеры фильма «Антропоцен: Эпоха людей» рассматривают этот глобальный культурный и исторический поворот (от природы к человеку) как смену геологических эпох, трансформирующую облик планеты и населяющих ее живых существ. Еще одним важным направлением в программе этого года стали фильмы о кино и людях, его создающих («Варда глазами Аньес», «Форман против Формана», «Что она сказала: искусство Полин Кейл»).

В целом фильмы конкурсных и особенно специальных программ фокусируются на проблемах репрезентации физического опыта, тактильных ощущений, чувственного восприятия ландшафтов земли и человеческих тел. Режиссеры и видео-артисты пытаются посредством камеры оживить неодушевленную природу, представить ее в качестве равноправного человеку агента. Эта тенденция особенно характерна для фильмов двух программ – «Экран касается нас» и «Киноавангард северных стран». Режиссеры явно стремятся к тому, чтобы пересечь границу, отделяющую зрителя от экрана и лишить человека его привилегий. Так, кинематографисты и видеохудожники из стран Северной Европы внутри фильмов сочетают различные темпоральности, способы видения, зачастую предоставляя право пейзажу «говорить» и действовать.

В рамках программы пройдет 5 показов. Зрители увидят авангардные, граничащие с видео-артом работы Торбьорг Йонсдоттир («Дерево похоже на человека», «Океан океан», «Время похоже на воду», «Пустыня помнит как была океаном»), Брюса Бэйли («Всю мою жизнь», «Прекращение»), Йоханна Йоханнссона («Конец лета»), Ингер Лиз Хансен («По течению», «Туман», «Путешествующие поля»), Эйно Руутсало («Кинетические картинки») и других режиссеров. В рамках программы «Киновангард Северных стран» в Музее истории фотографии также пройдет выставка «Воспоминания о ландшафте. Обитаемое и запредельное», развивающая ту же тему, что и серия кинопоказов. Четыре исландских видео-художника представили свои инсталляции, в которых демонстрируют попытку оживить пейзаж посредством движения камеры или ее неподвижности.

В рамках фестиваля также пройдут ретроспективы японского режиссера Кадзуо Хара и классика «феминистского кино» Шанталь Акерман. Ш. Акерман работала на пересечении различных типов кино: документального и игрового, жанрового и экспериментального. В этом смысле, ее творчество как нельзя лучше вписывается в  программу фестиваля, которая в этом году объединила все возможные виды работы с киноизображением, чтобы дать целостное представление о современном кинематографе и его связях с современным искусством.

С 14-го по 21 сентября фестивальные показы пройдут в киноцентрах «Великан-парк», «Аврора», «Родина» и на киностудии «Лендок». На площадках петербургских вузов (СПбГИКИТ, СПбГУ, ЕУ СПб) и книжного магазина «Порядок слов» пройдут лекции, творческие встречи и мастер-классы с членами жюри и режиссерами. 

Ознакомиться с полной программой 29-го Международного фестиваля «Послание к человеку» можно на официальном сайте мероприятия.

 

Текст: Алина Мартыненко

Фото: Интернет

***

Информация предоставлена в рамках проекта «Медиа-волонтер», который стартовал по инициативе Комитета по печати и взаимодействию со средствами массовой информации в районах Санкт-Петербурга. Благодаря этому проекту представители Молодежной организации «МИР» активно участвуют в информационном освещении локальных городских событий. Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга.